Леброн
или Коби? Майкл или Леброн? Хаким или
Дэвид?… Баскетбольные болельщики во
все времена сравнивают звезд, чтобы
определить, кто из них круче. Нельзя
любить баскетбол и не пытаться выстроить
свою Пирамиду славы или нечто подобное,
хотя в большинстве случаев это не имеет
никакого смысла. Нет никакого резона
сводить нос с носу центрового и атакующего
защитника или игроков разных эпох, но
когда болельщик пытается выявить лучшего
игрока одного амплуа из баскетболистов
одного поколения, то почему бы нет?
Займусь этим и я, сравнив двух звездных
форвардов – Рика Бэрри и Джона Хавличека,
чьи лучшие годы пришлись на вторую
половину 60-х – первую половину 70-х.
Эти
парни буквально напрашиваются на
сравнение. Они не просто самые звездные
белые легкие форварды того времени –
оба являются главными претендентами
на неофициальное звание "лучшего
белого игрока" НБА до эпохи Ларри
Берда (третий кандидат – защитник Джерри
Вест). Ни тот, ни другой не были самыми
ценными игроками сезона (как и Вест,
кстати), но оба приводили свои команды
к титулу в качестве главной звезды
франчайза. Оба зарекомендовали себя в
качестве бомбардиров, но не были
индивидуалистами, игравшими в ущерб
команде (у обоих практически одинаковые
цифры в графе результативные передачи
– около 5 за матч, но в лучшие их годы
они пасовали еще чаще: у Бэрри – 6 передач
в среднем, у Хавличека – 2 сезона по
7,5!).
Главное
различие между ними в том, что путь
Хавличека в НБА – пример идеальной
баскетбольной карьеры, а биография
Бэрри – наглядный образец того, как не
следует поступать, если ты хочешь
оставить свой яркий след в баскетболе.
И то, что Бэрри все-таки удалось это
сделать – лишь исключение, которое
подтверждает правило.
Джон Хавличек
Джон
Хавличек по прозвищу Хондо (оно было
позаимствовано у героя Джона Уэйна из
фильма "Хондо" (1953) - белый символ
легендарного "Бостона" 60-х (черный
– это Билл Расселл), который вел за собой
одноклубников почти все 70-е, гордо неся
зеленое кельтское знамя. Начал он
практически в белой лиге в сезоне 1962/63
(хотя "Бостон" в то время уже изрядно
почернел), а закончил в преимущественно
черной.
Поскольку
"Бостон" в 60-е брал титулы один за
другим, то Хавличек к моменту ухода из
НБА смог обзавестись 8 чемпионскими
перстнями (6 из них он получил в 60-е). Билл
Симмонс полагает, что бесконечные победы
"кельтов" в то десятилетие были
достигнуты потому, что его тезка Расселл
знал некий Секрет игры, с которым он ни
с кем делиться не захотел ("Секрет"
– это ноу-хау Симмонса, которым он очень
гордится). Я же вслед за Уилтом Чемберленом
полагаю, что большая часть побед "Бостона"
в те годы объясняется гораздо проще:
Ред Ауэрбах собрал лучший состав в лиге
и сумел создать из своих звезд Команду.
Если кто и знал секрет непрерывных
побед, то это именно Ауэрбах. В его
распоряжении было несколько больших
звезд: в начале 60-х Расселл, Кузи, Хейнсон
и Сэм Джонс; в середине десятилетия –
Расселл, Джонс и Хавличек. Когда у руля
"Бостона" Ауэрбаха сменил играющий
тренер Расселл, ведущими игроками клуба
стали Хавличек, Сэм Джонс и Бейли Хауэлл.
Уместно
сравнить карьеру Хондо с биографией
Ларри Берда, который стал своеобразным
наследником Хавличека. Берд пришел в
"Селтикс" и в первый же сезон стал
вожаком, чье лидерство никем не
подвергалось сомнению до конца 80-х.
Хондо попал в "Бостон", когда в
команде верховодил непререкаемый вождь
Билл Расселл. Джон пришел в клуб, который
до его прихода взял 4 титула подряд,
поэтому нет ничего удивительного, что
ему потребовалось несколько лет, чтобы
стать одним из лидеров этой команды, и
еще 2-3 года, чтобы утвердить себя в
качестве звезды НБА и первого среди
равных в "Бостоне". Лишь после
сезона 1968/69, когда "Селтикс" покинули
Расселл и Сэм Джонс, а Хауэлл резко сдал,
Хавличек стал главной звездой своего
клуба.
"Бостону"
Хавличека понадобилось 5 лет, чтобы
завоевать свой первый титул (это случилось
в 1974-м году, но могло произойти и годом
ранее, когда "Селтикс" был очень
силен, но Хондо повредил плечо бросковой
руки в третьем матче серии с "Никс"
и "кельты" уступили в финале Востока
в 7 играх). В эти годы Джон полностью
раскрыл свой немалый потенциал: он
превратился в одного из лучших бомбардиров
лиги (его рекорд – 28,9 очка в сезоне
1970/71 – 2-е место вслед за Абдул-Джаббаром)
и топового разыгрывающего (он дважды
входил в топ-5 ассистентов), продолжая
оставаться элитным защищающимся игроком
и одним из лучших в клатче. В первой
половине 70-х Хавличек - идеальный игрок
без слабых мест. Несколько лет после
прихода в НБА Хондо не очень здорово
бросал с игры, но в 70-е его процент
попаданий вырос до 45, что было приличным
показателем для баскетболиста, который
предпочитал атаковать кольцо со средней
дистанции. Несмотря на то, что в 1973 году
центровой бостонцев Дэйв Коуэнс получил
приз MVP, вожаком "кельтов"
до середины десятилетия по-прежнему
оставался Хавличек. Казус с MVP
объясняется тем, что в те далекие годы
было принято награждать этим призом
исключительно центровых.
Хондо
11 раз включался в сборные всех звезд по
итогам сезона и 8 раз в защитные сборные,
участвовал в 13 играх "олл стар",
провел на высоком уровне 12 чемпионатов,
практически не пропуская игр (в 5 сезонах
он играл от 40 до 45 минут за матч!), и за
свою 16-летнюю карьеру Джон добился
всего, о чем может мечтать баскетболист
НБА (за исключением приза MVP
и звания лучшего бомбардира). К окончанию
карьеры он вышел на третье место в
истории НБА по набранным очкам (26 395) и
на второе после Джерри Веста по очкам
в плей-офф (3 776). В его последнем матче с
"Баффало" (09.04.1978) зрители устроили
ему нескончаемую овацию, словно советские
функционеры на съезде ВКП (б) после
выступления товарища Сталина (эту игру
можно увидеть на Ютуб).
Тем
ни менее, несмотря на блестящую карьеру
и потрясающую статистику, Хавличека
никогда не воспринимали как полноценную
суперзвезду, вроде Уилта Чемберлена,
Билла Расселла или Оскара Робертсона.
И уж тем более он не смотрится равным
тем мегазвездам, которые пришли в НБА
позже - таким как Мэджик, Берд, Джордан
или Леброн. Почему так?…
Билл
Симмонс, который высоко оценивает Хондо
(в этом я с ним солидарен), полагает, что
недооценка Хавличека произошла из-за
того, что он белый. В своей "Книге
баскетбола" известный журналист
подробно обосновал свою точку зрения,
но она мне не показалась убедительной.
Я
думаю, что недооценка Хавличека произошла
по другим причинам. Прежде всего, следует
учитывать то время, когда он играл. В
60-70-е годы внимание публики притягивали,
прежде всего, центровые, которые считались
главными действующими лицами на
баскетбольной площадке. Игроку небольшого
роста нужно было буквально выпрыгнуть
из штанов, чтобы заполучить самый
почетный приз в НБА - MVP (самому ценному
игроку). Да и это не всегда помогало:
когда в сезоне 1961/1962 Оскар Робертсон
(196 см) выдал линейку из 30,8 очка, 11,4 передач
и 12,5 подбора – приз вручили Расселлу
за его 208 сантиметров роста. До сезона
1979/80 MVP регулярного
чемпионата выбирали сами баскетболисты,
которые словно сговорились за "коротышек"
не голосовать. Они долго не замечали
достижений Робертсона, в упор не видели
Элджина Бэйлора, игнорировали достижения
Джерри Веста, а в 70-е предпочли закрыть
глаза на игру Хавличека, Арчибальда и
Бэрри (он хотя и был повыше всех
перечисленных, но не был центровым). В
результате, если смотреть на НБА тех
лет из 21 века кажется, что в лиге в 60-е
годы играли Чемберлен да Расселл, которых
позднее сменили Карим, Макаду и Коуэнс
(кстати, такой же белокожий, как и
Хавличек, что Билл Симмонс предпочел
не заметить), а остальные игроки были
пигмеями в прямом и переносном смысле.
Разумеется,
что когда один баскетболист получает
5 призов MVP, а другому дают
только дырку от бублика, первый будет
считаться более классным игроком, чем
второй. Так люди воспринимают не только
баскетбол. Любой маршал – более
значительная фигура, чем генерал-майор,
потому что его звезды на погонах гораздо
больше. Вот и Хавличеку выдали погоны
менее престижные, чем Чемберлену и
Расселлу – и совершенно неважно, как
он в реальности играл – таким же великим
в глазах публики ему не стать. Ведь Уилт
и Билл - баскетбольные маршалы, а он
всего лишь генерал-майор.
Вполне
вероятно, что на отношение к Хавличеку
повлиял и его внешний вид. Этот атлет и
железный человек выглядел так, словно
был грубо вытесан из какого-то твердого
материала, а его прическа наверняка
была модной еще в те времена, когда
Европой правили кельты. И это были не
все его проблемы. Тогдашние короткие
спортивные трусы редко кого украшали
на площадке, но на Хавличеке они смотрелись
как нижнее белье. Возможно, к такому
эффекту приводили его ноги, которые по
здравому рассуждению показывать на
людях не стоило бы вовсе, но, к сожалению,
баскетболисты в то время не играли в
лосинах (как сейчас), а до моды на длинные
шорты оставалось еще лет 20.
Мое
отношение к баскетболистам определяется
совсем не звездами на их "погонах"
и не их внешним видом. То, что я видел в
исполнении Хавличека на площадке
(записей его игр не очень много, но они
есть), а также его статистика свидетельствуют,
что Хондо – полноценный небожитель,
чье место на баскетбольном Олимпе рядом
с Мэджиком, Бердом и Джорданом.
Особенно
впечатляют цифры Хавличека в ряде
постсезонов. Приведу небольшую подборочку
из тех времен, когда Хондо стал первым
парнем в "кельтской деревне":
- 1968 г. – 26 очков, 8,6 подбора и 7,5 передач;
- 1969 г. – 25,4 очка, 10 подборов и 5,6 передач;
- 1972 г. – 27,4 очка, 8,4 подбора и 6,4 передач;
- 1974 г. – 27 очков, 6 подборов и 6 передач.
Плей-офф
1968, 1969 и 1974 гг. завершились титулами
"Бостона", а в 1972 году "кельты"
уступили в финале Востока "Нью-Йорку".
Приведенные
мной цифры Хавличека по основным
статистическим показателям до боли
напоминают аналогичные у Ларри Берда
в его лучших постсезонах, когда он был
королем лиги (1984-1986 гг.).
На
Ютубе можно увидеть несколько знаковых
моментов, связанных с Хавличеком. В
финале Востока-1965 в серии против
"Филадельфии" Чемберлена в седьмом
матче "кельты" лидировали 110:109, но
за 5 секунд до конца Расселл потерял
мяч. Весь сезон будущего чемпиона повис
на волоске, но Хондо сумел перехватить
мяч после передачи Грира, после чего
бостонский стадион просто сошел с ума
от счастья.
В
шестой игре финала-1974 с "Милоуки"
Хавличек не просто набрал 36 очков – он
забивал в самые решающие моменты этой
исторической встречи с двумя овертаймами.
В финальной серии-1976 с "Финиксом"
при счете 2:2 за пять секунд до конца 2-го
овертайма 5-й игры "кельты" уступали
одно очко, но Джону хватило этого времени,
чтобы забить мяч и вывести свою команду
вперед, что позволило в дальнейшем
выиграть и эту встречу, и титул.
Рик Бэрри
Начало
карьеры Рика Бэрри получилось просто
блестящим: что-то подобное показывал
чуть ранее Чемберлен. Уже во втором
сезоне (1966/67) он стал лучшим бомбардиром
НБА (набирая 35,6 очка за игру) и дошел со
своими "воинами" из Сан-Франциско
до финала НБА. В финальной серии против
"Филадельфии" Чемберлена на счету
Бэрри оказалось 40,8 очка за игру, но его
команда уступила "76-м" в шести
матчах. Это был сезон уровня MVP,
но я уже упоминал, что форвардам в ту
эпоху этот приз получить было почти
нереально (в том году самым ценным
игроком признали Чемберлена).
А
дальше карьера Бэрри полетела под откос.
После великолепного сезона, который
поставил его в один ряд с супербомбардирами
Уилтом и Бэйлором, Рик умудрился провести
целый год без баскетбола! Он обиделся
на руководство клуба из-за невыплаты
премиальных и перешел в команду соседнего
городка – Окленда со звучным названием
"Дубы" (Оукс), которая стала участником
только что организованной Американской
баскетбольной ассоциации (в этом клубе
тренером работал отчим Бэрри). Данное
решение оказалось большой ошибкой и не
только потому, что не стоило менять
хорошее и уже зарекомендовавшее себя
шило на подозрительного цвета и запаха
мыло. После этого решения баскетбольная
жизнь Рика пошла наперекосяк. Из-за
контрактных споров Бэрри не выходил на
площадку весь следующий чемпионат, а
когда в сезоне 1968/69 все-таки присоединился
к "дубам", то из-за разрыва связок
колена сыграл в "регулярке" лишь
35 матчей из 78. И что обиднее всего – без
Рика его команда стала чемпионом!
В
дальнейшем жизнь Бэрри наладилась, но
не слишком. В каждом из следующих двух
сезонов он пропускал до трети матчей,
а его команда ежегодно меняла место
дислокации (из Окленда перебазировалась
на Восточное побережье - в Вашингтон (в
котором Рик играть не хотел и долго
бастовал, отказываясь выходить на
площадку), а потом отправилась чуть
южнее – в Норфолк (который Рик тоже
невзлюбил и его сразу обменяли в "Нью-Йорк
Нетс"). В Нью-Йорке Бэрри провел 2 года,
но лишь в чемпионате 1971/72 он сыграл почти
все матчи: в том году он набирал 31,5 очка
за игру, что позволило ему занять второе
место среди бомбардиров АБА.
Потеряв
5 лет в лиге, которая вскоре скончалась,
Рик решил вернуться туда, где начиналась
его блестящая карьера – на Тихоокеанское
побережье, к своим родным "воинам",
которые к тому времени переехали из
Сан-Франциско в Окленд. В "Уорриорз"
еще бегал его старый однополчанин Нейт
Термонд, а другой его одноклубник – Эл
Эттлс тренировал команду. Два сезона
Бэрри провел в статусе звезды НБА, хотя
ничего экстраординарного не показывал:
его результативность в сравнении с АБА
резко снизилась. Но когда Рику стукнуло
30, в его жизни случился сезон 1974/75, который
и определил место Бэрри в истории НБА.
В
том чемпионате "Голден Стейт" занял
первое место в своей конференции, хотя
одержал не так уж много побед (48). С трудом
одолев в финале Запада "Чикаго" (в
7 игре "воины" долго проигрывали,
а итоговая разница составила всего 4
очка), в финале "Голден Стейт" вышел
на "Вашингтон", который в той
"регулярке" имел на своем счету 60
викторий, а в финале Востока выбил из
плей-офф прошлогоднего чемпиона -
"Бостон". С учетом этих факторов в
финале однозначным фаворитом выглядели
"Буллетс", но "Уорриорз"
преподнесли большой сюрприз всем
баскетбольным болельщикам, обыграв
столичных игроков с позорным счетом
4:0! Учитывая, что на счету Бэрри в финальной
серии оказалось 29,5 очка, 5 передач и 3,5
перехвата, а не один из его партнеров
не набирал и 12 баллов в среднем, так и
подмывает сказать, что Рик в одиночку
принес победу в этом финале, хотя это
будет явным преувеличением.
Следующий
чемпионат (1975/76) мог вновь оказаться
триумфальным для Бэрри и "Голден
Стейт", но "Уорриорз" сенсационно
проиграли в финале Запада в 7-матчевой
дуэли "Финиксу". Через год "воины"
опять могли пройти достаточно далеко,
но уступили в полуфинале конференции
"озерным" из Лос-Анджелеса – и
вновь в 7-ми встречах. В этой серии
Абдул-Джаббар показал себя настоящим
монстром (37 очков и 18,7 подбора!), чьи
перформансы затмили две 40-очковые игры
33-летнего ветерана Бэрри.
После
трех сезонов, когда "Голден Стейт"
входил в число ведущих клубов НБА,
наступили темные времена для "воинов":
в сезоне 1977/78 они не вышли в плей-офф.
Контракт Рика с клубом закончился и два
последних года своей карьеры он предпочел
провести в "Хьюстоне".
Что
показывает нам этот краткий обзор
карьеры Рика Бэрри? – Она абсолютно не
похожа на спортивную биографию Джона
Хавличека: резкий взлет на баскетбольный
Олимп в начале карьеры; 2 потерянных по
разным причинам года; несколько
противоречивых лет в конкурирующей
лиге, которые непонятно как оценивать
(во-первых, она была слабее НБА; во-вторых,
АБА сейчас воспринимается просто как
неудачный бизнес-проект, чья история
никому не интересна); а затем реанимация
карьеры в НБА…
Нужно
еще учитывать, что на эту ухабистую
карьеру наслаивается шлейф негатива,
который сопровождал Рика всю его жизнь.
Как личность, он совсем не похож на
Хавличека: с ранних лет Бэрри был
поп-звездой, такой же как Уилт Чемберлен,
который притягивал к себе всеобщее
внимание, чем бы он не занимался. И Уилта
критиковали все, кому не лень, и Рик стал
такой же популярной мишенью для критики,
по которой выпускают стрелы до сих пор
(особенно постарался Билл Симмонс).
Бэрри
критиковали за то, что он был жадным, не
имел ни одного друга, был заносчив и вел
себя как примадонна, вызывал ненависть
партнеров, и даже в том, что он носил
парик в сезоне 1975/76… Дальше всех зашел
Билл Симмонс, который обвинил Рика в
сливе решающего седьмого матча с
"Финиксом" в финале Запада в 1976-м
– якобы так звездный форвард отомстил
своим партнерам за то, что они не
поддержали его во время схватки с Рикки
Соберсом из "Санс"…
Обвинения
серьезные! Особенно в ношении парика
(Бэрри действительно его использовал
и выглядел в нем неплохо). Нет, вы только
представьте! Одел парик, словно он Кобзон
какой-то! Такое баскетболисту прощать
нельзя!
Попробую
выступить в роли адвоката Рика. Он не
имел ни одного друга? Вероятно, речь
идет о "Голден Стейт" 70-х – в
остальных командах он надолго не
задерживался. Вполне допускаю, что Бэрри
ни с кем не дружил, и я понимаю, почему.
Во-первых, он был старше большинства
своих партнеров и был семейным человеком,
который растил трех маленьких
баскетболистов. Во-вторых, Рик формировался
в те годы, когда в США царила расовая
сегрегация, что сказывалось на отношениях
белого и черного населения Америки еще
очень долго (дружеские связи между
людьми разных рас в тогдашних США были
нечастым явлением). Учитывая, что почти
все партнеры Бэрри по "Уорриорз"
были чернокожими, да еще и моложе его,
то нет ничего удивительного, что у
семейного человека, занятого воспитанием
детей, не было никаких общих интересов
с его коллегами по клубу.
Упреки
Бэрри в жадности были бы в самый раз,
играй он в чемпионате СССР. Советские
спортсмены должны были работать за
Идею, а к моменту ухода в отставку
превращаться в нищих. Но Рик - американец,
да еще и многодетный отец, который хотел
обеспечить не только свою послеспортивную
жизнь, но и накопить всем отпрыскам на
колледж (есть у американцев такая дурная
традиция). Ставить ему в вину стремление
заработать побольше – дикость, достойная
только бывших совков.
А
теперь насчет схватки с Соберсом и слива
матча с "Финиксом" – это обвинение
действительно серьезное (во-первых, Рик
выглядит в этой истории откровенной
сволочью, а во-вторых, еще и дураком,
который наказал сам себя). Чтобы его
опровергнуть, пары предложений
недостаточно.
Сначала
о том, что написал по данному поводу
Симмонс в "Книге баскетбола":
"Момент, который лучше всего
характеризует Бэрри – то, как он сдал
седьмой матч Финала Западной
конференции-1976 после того, как партнеры
не вступились за него в драке с Рикки
Соберсом. Они действительно всего лишь
наблюдали со стороны, либо втайне надеясь
на победу Соберса, либо собираясь
вмешаться в драку, чтобы исподтишка
влепить Бэрри подзатыльник. Следующие
несколько минут после драки Бэрри
провел, стараясь не глядеть на партнеров
и проверяя, остался ли на месте его
парик...
Началась
вторая половина матча, и Бэрри попросту
перестал бросать по кольцу. Судя по
всему, тренер Эл Эттлс пригрозил чем-то
Рику, потому что тот вновь ожил в конце,
и чуть было не втащил «воинов» в Финал.
Однако действующие чемпионы проиграли,
выдав самое необъяснимое поражение в
решающем матче плэй-офф в истории".
Все,
что написал Симмонс о матче с "Санс"
– полная выдумка! Все, кроме небольшой
стычки с Соберсом, которая действительно
произошла на первых минутах поединка.
Если посмотреть этот матч внимательно,
то нетрудно заметить, что одноклубники
Бэрри отнюдь не оставили Рика разбираться
один на один с оппонентом: сразу же к
нему подбежал центровой "воинов"
Рэй (самый мощный парень в команде) и
еще несколько игроков со скамейки.
Стычка не переросла в драку, поскольку
судьи быстро вмешались в ситуацию.
Конфликт угас, а Бэрри принялся поливать
кольцо соперника со средней дистанции.
В первой половине игра и у Рика, и в целом
у "воинов" получалась: они все время
вели в счете, хотя "Финикс" старался
не отпускать соперника далеко. Все
изменилось после перерыва: "Голден
Стейт" забуксовал, но совсем не из-за
Бэрри. Я внимательно следил за поведением
Рика в этом матче и как беспристрастный
свидетель могу со всей ответственностью
заявить: он не сливал этот поединок!
Если
кто и был виноват в сенсационном
проигрыше, то это не он, а его молодые
партнеры. Большую часть второй половины
матча они попросту не давали Бэрри мяч
в атаке, перетягивая одеяло на себя.
Возможно, какой-то конфликт в перерыве
игры в раздевалке "Голден Стейт"
действительно был, что и привело к тому,
что лидер клуба бегал по площадке, не
получая мяча. В результате парни наказали
не только Бэрри, но и себя. Джамал Уилкс
много мазал, центр Клиффорд Рэй не мог
попасть в цель прямо из-под кольца, а
многочисленные командные потери ситуацию
отнюдь не улучшали. Лишь когда стало
очевидно, что "воины" могут не
добраться до финала, Рику стали давать
мяч, и он пару раз попал со средней
дистанции, но к тому времени "Финикс"
создал небольшой отрыв, который "Уорриорз"
отыграть не удалось. Коньком чемпиона-1975
была защита, но игроки "Санс"
защищались в этом поединке еще лучше и
взяли на 8 отскоков от щита больше, за
счет чего и победили.
Если
посмотреть только на статистику Рика
в этом поединке, то может показаться,
что предположение Симмонса о сдаче игры
недалеко от истины: в решающем матче на
счету Бэрри 20 очков и 6 подборов, что на
фоне его 38 и 44 баллов в первых двух
встречах серии выглядит несерьезно. На
самом деле неровная игра на протяжении
одной и той же серии была характерна
для Рика (да и не только для него). В 1977
году в противостоянии с "Лейкерс"
в седьмом матче Бэрри смог набрать
только 15 очков (7 попаданий из 20 попыток),
хотя до этого он закончил две встречи
с 40 очками в своей копилке. В чемпионский
сезон, в финале Запада, в 5 и 7 поединке
с "Буллз" он сыграл тоже не слишком
удачно. Все дело в том, что после травм
коленей в начале своей карьеры Бэрри
стал реже проходить под кольцо, предпочитая
атаковать корзину бросками, которые
сейчас называются дальними двухочковыми.
Поэтому и процент попаданий у него был
не самый высокий (около 45) и не очень
удачных матчей тоже хватает, поскольку
бросок – оружие неуправляемое, как
любил говорить комментатор Владимир
Гомельский.
На
этом, пожалуй, пора заканчивать. Пришло
время вспомнить о заявленной в начале
статьи теме. Я ведь свел Хавличека и
Бэрри в рамках одной статьи, чтобы
выяснить, кто из них лучше. Итак, баки
против лысины – кто же победил?…
Когда
я сравнивал Чемберлена и Расселла, то
особых сомнений, кто из них лучший
центровой 60-х, у меня не было с самого
начала. Каких бы аргументов не изобретали
ненавистники Уилта, цифры Чемберлена
бьют все и всех. Да и титулы у него тоже
имеются, хоть и поменьше, чем у конкурента.
С Хавличеком и Бэрри ситуация другая.
Казалось бы, все на стороне Хондо: он
был баскетболистом практически без
слабых мест, чья карьера выглядит
идеальной. Напротив, в случае Рика
остается только руками разводить от
удивления, что так много подававший
надежд игрок имеет лишь один перстень,
да и в плане индивидуальных достижений
не добился ничего существенного:
бомбардир уровня Чемберлена за 10 сезонов
в НБА только однажды одержал верх в
соревновании бомбардиров (1967), а в АБА
не побеждал ни разу.
Тем
ни менее, не очень удачная карьера не
отменяет того факта, что Рик Бэрри –
уникальный игрок. Его спортивный путь
выдался слишком извилистым и тернистым,
но я думаю, что как баскетболист он
Хавличеку ничем не уступает. Как бомбардир
Рик сильнее – его сезонные рекорды и
результаты в отдельных матчах (64, 57, 57,
55, 55 очков!) превосходят достижения
Хондо: место Бэрри-бомбардира среди
таких ребят как Чемберлен, Бэйлор, Гервин
и Джордан. Как командный игрок, Рик
вполне соответствует уровню Хавличека:
не случайно, что Бэрри 5 раз входил в
Топ-10 НБА в качестве ассистента. Необходимо
отметить, что как разыгрывающий Рик
сильно напоминал Пита Маравича: он
стремился к тому, чтобы его передачи
были не просто результативными, но и
выглядели эффектно.
Бэрри
ни разу не избирался в защитные сборные,
но это не отменяет того факта, что он
был весьма добротным защитником, который
не ленился отрабатывать в обороне: в
сезоне 1974/75 Рик стал лучшим перехватчиком,
а его цифра по карьере – 2 перехвата за
игру, что гораздо выше, чем у Хавличека
(Бэрри сейчас 12-й в истории НБА по этому
показателю).
Рик
был королем штрафного броска – в 60-70-е
с ним почти некого поставить рядом (за
исключением защитника Билла Шермана):
его процент за карьеру - 89 (92-94 % в лучшие
сезоны). У Хавличека процент попаданий
с линии тоже хорош, но все-таки ниже –
81. Нельзя забывать, что не только процент
попаданий у Бэрри был выдающимся: его
исполнение штрафных тоже уникальное.
Рик был прирожденным бомбардиром,
который прекрасно бросал по кольцу "как
все нормальные люди", но его пробитие
штрафных сильно выделялось на фоне
других игроков. Те, кто видел его
исполнение штрафных бросков, могут
подумать, что точно так же пытался
поразить кольцо с линии и Уилт Чемберлен,
который "бросал из-под юбки" – так
этот бросок называется на баскетбольном
жаргоне. На самом деле Бэрри несколько
по-иному держал мяч, чем Уилт, и срывался
он с рук у Рика по-другому: Уилт просто
набрасывал мяч на корзину (авось
попадет!), а Бэрри отправлял мяч по
выверенной и отработанной траектории
(на Ютубе есть ролик, в котором Бэрри
объясняет Реду Ауэрбаху технику своего
броска). Поэтому и результаты у них были
диаметрально противоположными. Кстати,
в подобном стиле Бэрри мог бросить по
кольцу и во время игры, когда видел, что
никто не может его заблокировать.
С
учетом всего сказанного в этой статье,
подведу официальный итог: Хондо – велик,
но и Бэрри тоже. Их просто невозможно
расставить по ранжиру: одного выше,
другого – ниже. Их место в одном ряду
вместе с другими небожителями: Оскаром
Робертсоном, Джерри Вестом, Мэджиком
Джонсоном, Ларри Бердом и еще многими
и многими кудесниками баскетбольного
мяча, которых болельщики постоянно
пытаются расставить на символической
лестнице, словно они военные, а не игроки
в баскетбол.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить