среда, 12 декабря 2018 г.

Мифический Ральф Сэмпсон



Исторические сочинения редко являются правдивым описанием прошлого. Причина этого очевидна. Чтобы факты стали достоянием истории они должны пройти через человеческие головы, а в этих головах факты неизбежно искажаются, теряются и подменяются разной чушью, которая там содержится. Множество пишущих, снимающих и рассказывающих исторические байки проходимцев формируют наше представление о прошлом, хотя их и на пушечный выстрел нельзя подпускать к исторической сфере. 

И подобное характерно не только для нашей страны, весело и с песнями марширующей назад, к нашему славному прошлому, которого никогда не было. Даже в странах, которые предпочитают смотреть в будущее, с историей не все благополучно.  К примеру, в истории Франции изрядно нагадил Александр Дюма, который создал столько мифов о французском Средневековье, что расчистить эти авгиевы конюшни уже никому не удастся.
С историей Национальной баскетбольной ассоциации проблем не меньше. Своего Дюма на ее почве пока не появилось, но один только враль Билл Симмонс родил и успешно запустил в народ несколько десятков мифов, касающихся истории лиги, а ведь таких Симмонсов в спортивной журналистике пруд пруди!
Одним из самых стойких и безальтернативных в истории НБА стал миф о блестящем будущем в лиге центрового Ральфа Сэмпсона, который не смог стать одним из лучших баскетболистов всех времен исключительно из-за проблем со здоровьем. 


Джонатан Абрамс: "В баскетболе до этого не было никого, обладающего столь же заманчивым сочетанием габаритов и атлетизма. Центровой, который двигался как Расселл, пасовал как Уилт и создавал ощущение той же надменной громадности, как и Карим? Вот именно" ("История «Рокетс» 80-х, команды, которая успела напугать всю лигу, но так ничего и не выиграла").
Артем Панченко: "Ральф Сэмпсон был едва ли единственным баскетболистом, которого сравнивали с Чемберленом. Это уже говорит о том, насколько крут он был и каким непоколебимым он выглядел в глазах сообщества. Долговязый и атлетичный «большой», легкий как перышко, но при этом резвый и подвижный, напоминал им юного Уилта, а его разносторонние качества и желание их развивать еще больше убеждали окружающих в том, что парень может быть где-то рядом с ним в альманахе истории лет через пятнадцать" ("Все могло быть иначе. Как Ральф Сэмпсон не стал лучшим игроком столетия").
До недавнего времени и я не подвергал сомнению этот вывод, пока не посмотрел достаточное количество игр с участием Сэмпсона в лучшие для него сезоны, когда он был вполне здоров (1983-1986). Присмотревшись к карьере Ральфа более внимательно, я изменил свое отношение к этому баскетболисту. Сейчас я думаю, что 224-сантиметровый Ральф не смог бы стать таким же доминирующим игроком в лиге, какими были Карим Абдул-Джаббар или Уилт Чемберлен.
С одной стороны, три года в НБА это не срок и не всегда за это время потенциальные звезды могут проявить себя.  К примеру, таким игрокам, как Клайд Дрекслер и Алекс Инглиш, потребовалось больше времени, чтобы показать все, на что они способны. Но с другой стороны, те баскетболисты, которые считаются великими игроками - такие, как Карим, Уилт или Майкл, за три первых сезона сумели продемонстрировать максимум своих возможностей.
Посмотрим на статистику этих  суперзвезд в их третьем регулярном чемпионате (в среднем за матч):
Чемберлен (25 лет): 50,4 очка и 27,4 подбора;
Абдул-Джаббар (24 года): 34,8 очка и 16,6 подбора; 
Джордан (23 года): 37 очков и 4,6 передач.
Что интересно, но у каждого из этих парней третьи сезоны в НБА стали лучшими по средней результативности за карьеру!
На фоне таких цифр статистика 25-летнего Сэмпсона в его третьем регулярном чемпионате не впечатляет: 18,9 очка и 11 подборов. В карьере Ральфа без всякой травмы наметился регресс: он набирал меньше очков и меньше ставил блоков, чем в предыдущих двух сезонах, да и процент попаданий с игры у него снизился. Глядя на такую статистику Сэмпсона, в голове сразу же появляется вопрос: а это действительно цифры уникального игрока, нового Уилта?… Ведь в свой третий год в НБА лучшую среднюю результативность имели множество "больших" - такие, как Чарльз Баркли, Карл Мэлоун, Алонзо Моурнинг, Патрик Юинг и даже Вин Бейкер с Дерриком Коулмэном!
В составе "Хьюстона" в чемпионате 1985/86 второгодок Хаким Оладжьювон потеснил Сэмпсона и стал явным лидером команды: 23,5 очка, 11,5 подбора, 3,4 блока и 2 перехвата в среднем за игру. В плей-офф-1986 доминирование Хакима (тогда еще Акима) над Ральфом стало еще ощутимее: именно Оладжьювон вытащил команду в финал НБА. В финале Запада против "Лейкерс" Хаким набирал 31 очко и 11 подборов за матч против 20 баллов и 8,8 подбора у Сэмпсона. В финале с "Бостоном" Ральф и вовсе провалился (14,8 очка в среднем!), чего не скажешь о Хакиме (24,7 балла и 11,8 подбора).
Итак, статистика отнюдь не подтверждает теорию о будущем величии Ральфа Сэмпсона. А тот факт, что в самом "Хьюстоне" его с позиции лидера вытеснил Оладжьювон, еще больше ставит под сомнение перспективы Ральфа стать одним из самых выдающихся баскетболистов всех времен. 


Может быть, яркая игра Сэмпсона нивелировала его вполне рядовую статистику? Да нет. Выдающимися выступлениями он радовал публику нечасто, а в истории НБА осталась буквально пара-тройка его матчей.  В первом сезоне в одной из встреч Сэмпсону удалось сделать 13 блок-шотов! Это достижение действительно запомнилось. Но самой его выдающейся игрой, которую фанаты баскетбола 80-х помнят до сих пор, является 5-й матч с "Лейкерс" в финале Запада-1986. Когда до конца поединка оставалась одна секунда, хьюстонцы выбросили мяч из-за боковой в сторону Сэмпсона, а тот умудрился забить средний бросок, почти не глядя на кольцо. Невероятное попадание! Учитывая, что Ральф набрал в этой встрече 29 очков, ее можно смело назвать "игрой Ральфа Сэмпсона".
Чаще, однако, среди телевизионного наследия Сэмпсона попадаются матчи, которыми он вряд ли гордится. Например, 6-я игра полуфинала Запада-1986 с "Денвером": 47 минут провел Сэмпсон на площадке и записал на свой счет 12 очков! И кто же остановил будущего короля? Против него успешно оборонялся Билл Ханзлик – игрок ростом 2 метра! Серия против "Лейкерс" до триумфального 5-го матча тоже не слишком удалась Ральфу, а в финале НБА Сэмпсон провалил три игры из шести: в первом матче он набрал 2 очка (1 точный бросок из 13-ти!), в пятой встрече Ральф стал избивать защитника "Бостона" и был удален, а в шестом поединке на площадке "Селтикс" под давлением разгневанных болельщиков сподобился только на 8 очков (4 из 12-ти с игры).
После просмотра подобных фиаско уже не очень верится предсказаниям о блестящем будущем Сэмпсона.
Разумеется, не в одной статистике дело и значимость баскетболиста для команды не всегда коррелирует с яркостью его игры. Да и неудачные серии плей-офф были у каждого великого баскетболиста. Но будущая суперзвезда почти всегда оказывает положительное влияние на результаты команды. Например, первые годы Ларри Берда в "Бостоне" были не самыми выдающимися в плане его результативности, да и игра Ларри редко вызывала восторги публики. Но Берд сразу после прихода в лигу стал столпом "Селтикс" – недавнего аутсайдера лиги, и за три первых его года в НБА "Бостон" дважды вышел в финал Востока, а в 1981 году взял титул.   
Совсем иная история у Ральфа. Он тоже попал в состав команды аутсайдера и стал ее лидером. Но с Сэмпсоном в составе "Хьюстон" выступил столь же плохо, как и без него годом ранее. Этот факт объясняют тем, что команда второй чемпионат подряд сливала сезон, чтобы заполучить Оладжьювона на следующем драфте. Пусть так, но ни в следующем сезоне, ни в чемпионате 1985/86 Сэмпсон не доказал, что он способен сделать свою команду претендентом на титул. Улучшение результатов команды в  "регулярке" 1984/85 было достигнуто при деятельном участии Оладжьювона, а выход в финал–1986 состоялся во многом благодаря выдающейся игре Хакима, а не Ральфа.
Если разбирать игру Сэмпсона, то мы увидим, что у него не было явно выраженных недостатков, и на площадке он умел почти все. Главной проблемой Ральфа была его универсальность: он бегал с мячом по площадке, шел в проходы к кольцу, делал аллей-упы и данки, бросал полукрюки вблизи кольца, совершал средние и дальние средние броски, мог перебросить оппонента, пользуясь преимуществом в росте или обыграть его, подбирал и ставил блок-шоты... Но Сэмпсон не обладал никакими эксклюзивными трюками, которые бы выделяли его в сравнении с другими звездами. 


В атаке у него не было столь же эффективного коронного приема, как крюк у Джаббара; он не обладал таким набором обманных движений, как Макхейл, который мог обыграть любого оппонента вблизи кольца; средний бросок Ральфа не был таким шикарным, как у Макаду; Сэмпсон редко мог продавить оппонента у кольца, как делали многие мощные нападающие, вроде Баркли. Штрафные Ральф бросал чуть лучше Шака, но хуже Карима. Будучи выше почти любого оппонента, Сэмпсон не так уж часто атаковал прямо через голову защищающегося игрока – как это успешно делал тоже высокий Пэриш. Ральф Сэмпсон с его ростом и подвижностью был просто создан для роли подбиральщика и штамповщика блок-шотов, но если посмотреть на его карьеру, то мы увидим, что он ни в одном из сезонов не проявил задатков выдающегося подбирающего игрока (вроде Родмана) или исключительного мастера блок-шотов (наподобие Дэвида Робинсона или Марка Итона). Отдельные удачные игры по части подборов или блоков растворялись на общем неплохом, но не выдающемся фоне: 10-11 подборов за игру и 2-2,5 блока.  
  
…Так игроком какого уровня мог стать Сэмпсон в действительности, если бы Бог дал ему еще лет 7-8 без серьезных травм?…Я полагаю, что если бы "Хьюстону" удалось сохранить свои башни-близнецы и решить проблемы с задней линией (которую подкосила борьба лиги с игроками-наркоманами), то команда вполне смогла бы взять 2-3 чемпионских титула в конце 80-х-начале 90-х. И у меня нет никакого сомнения, что с Сэмпсоном НБА начала 90-х была бы гораздо интереснее, чем без него. Но реальное место в лиге для Ральфа определилось в сезоне 1985/86 и вряд ли могло измениться: Сэмпсон стал второй звездой "Рокетс". В будущем его ждала роль главного помощника суперзвезды Оладжьювона. Здоровый Ральф был бы кем-то вроде Криса Боша в "Майами" или Пау Газоля в "Лейкерс", вторым-третьим парнем на техасской деревне, где царил бы Хаким, которого уже в начале 90-х (после одного-двух титулов "Хьюстона") стали бы сравнивать с Уилтом и Каримом, а к середине того десятилетия могли поставить и повыше этих легендарных центровых.
В реальности карьера Сэмпсона закончилась, едва начавшись. Но миф о нем живет и побеждает. Пиар, который сопровождал появление Ральфа в НБА был таким громким и все сметающим со своего пути, что реальная игра Сэмпсона в лиге не смогла уничтожить миф о новом Уилте. Именно поэтому в 2012 году Ральф был включен в Зал славы баскетбола всего после трех полноценных сезонов в НБА. Попал он туда не за реальные достижения, которых кот наплакал (4 матча "олл старз" и одна сборная всех звезд по итогам сезона), а за потенциально великую карьеру, которую ему пророчили. И которой в действительности не было бы! Вот в чем фокус!

Комментариев нет:

Отправить комментарий