Как
известно, немцы не умеют играть в
баскетбол. Нежные поглаживания мяча
руками не для них — представители этой
жестокой нации предпочитают пинать мяч
ногами, в чем они достигли исключительного
совершенства. Некоторые спортивные
знатоки могут не согласится со мной,
вспомнив победу сборной Германии на
чемпионате Европы по баскетболу в 1993-м
году, но на самом деле этот казус легко
объясним. Тот чемпионат проходил в
Германии, а в этой стране даже Николай
Валуев под руководством немецкого
промоутера смог стать чемпионом мира
по боксу, не имея никакого понятия об
этом виде спорта. На родной земле раз в
год и палка стреляет — вот и весь секрет
победы немцев на том турнире.
Неудивительно,
что в НБА долгое время не было немецких
звезд. Несколько парней из Германии
изредка попадали в лигу, но их использовали
преимущественно в хозяйственных целях:
для протирки и согревания скамеек
запасных. В 80-е в НБА зажглась небольшая
звездочка Кики Вэндевэйя, который
родился в Германии, но Кики не немец:
его папа — канадец, а мама — мисс Америка
1952 года.
Первой
нордической звездой в НБА стал Детлеф
Шремпф по прозвищу Великий тевтонец.
Он попал в НБА в далеком 1985-м, когда его
выбрал на драфте под достаточно высоким
8-м номером «Даллас», но тевтонец не
спешил оправдывать выданные ему авансы
и по старой немецкой традиции уселся
на лавку.
Три
с половиной чемпионата Шремпф выступал
за «Маверикс» в амплуа легкого форварда,
но вытеснить из состава своего конкурента
Марка Агвайра не смог. В чемпионате
1988/89 разочарованное руководство «Далласа»
отправило Шремпфа в «Индиану» почти
без компенсации. В новом клубе дела у
Детлефа пошли лучше: хотя он по-прежнему
выходил со скамейки, но получал достаточно
времени, чтобы проявить себя: 32-33 минуты
в среднем за матч. И хотя статистику
немца не назовешь выдающейся для
форварда, среди запасных игроков Детлеф
действительно выделялся, получив два
приза «лучшему шестому» (1991, 1992).
В
своем 8-м сезоне в ассоциации Великий
тевтонец наконец-то заслужил право
выходить в старте. В этом отношении его
карьеру можно сравнить с биографией
Рикки Пирса, который тоже много лет не
мог расстаться с лавкой, но на закате
карьеры стал игроком основы. В "регулярке"
1992/93 Шремпф проводил почти по 38 минут
за игру, собрав весьма внушительную
коллекцию из 19 очков, 8,5 подбора и 6
передач. И нет ничего удивительного,
что в этом сезоне 30-летний Детлеф
удостоился приглашения на Матч всех
звезд. Учитывая возраст Шремпфа, первое
участие в этом мероприятии могло
оказаться и последним, но оказалось,
что лучшие годы немца в ассоциации еще
впереди.
В
истории НБА немного случаев, когда игрок
полностью раскрывался после тридцати:
Джон Хавличек, Деннис Родман, уже
упоминаемый Рикки Пирс, Стив Нэш...
Великий тевтонец тоже встал в этот ряд,
но на свой пик Шремпф вышел не в «Индиане».
Когда он блестяще отыграл сезон 1992/93,
менеджмент «иноходцев» отблагодарил
свою вторую звезду (первой был Реджи
Миллер) высылкой на Дикий Запад — в
Сиэтл, откуда в Индианаполис отправился
такой же высокий как Шремпф, но менее
результативный форвард Деррик Макки.
Казалось, этот обмен ослабил команду,
но вечный аутсайдер и середняк «Индиана»
в следующем году сумела дойти до финала
Востока. Пошла в гору и карьера немца,
хотя и не сразу.
Шремпф
достаточно быстро стал одним из лидеров
"Сиэтла", но один год у него ушел
на раскачку в новом и весьма непростом
коллективе (с Гэри Пэйтоном и Рикки
Пирсом в составе). В процессе адаптации
Детлефу пришлось несколько изменить и
свою игру.
Когда
он выходил в "Индиане" со скамейки
в роли тяжелого форварда, то в атаке
немец мало напоминал классического
мощного нападающего, вроде Элвина Хейза,
Кевина Макхейла или Тима Данкана,
игравших вблизи кольца, исполняя роль
второго центра. Шремпф достаточно
свободно перемещался в нападении, и
атаковал из самых разных позиций – как
универсальные форварды, вроде Марка
Агвайра (который числился легким
нападающим) или Чарльза Баркли (большую
часть карьеры считался мощным форвардом).
В "Сиэтле" Детлеф продолжил в том
же духе, за единственным исключением:
с сезона 1994/95 он стал чаще атаковать
из-за трехочковой дуги. И не просто чаще
– в 32 года немец сумел стать одним из
элитных дальнобойщиков ассоциации!
Разумеется,
можно попробовать объяснить это
превращение тяжелого форварда в
специалиста по трехочковым за счет
переноса трехочковой дуги в НБА ближе
к кольцу, которое случилось перед сезоном
1993/94 (эксперимент продлился 3 года), но
это было бы несправедливо по отношению
к Шремпфу. Если мы возьмем для сравнения
двух незаурядных бомбардиров тех лет
- Клайда Дрекслера и Чарльза Баркли, то
в их случае перенос дуги на их точность
практически не повлиял. Майкл Джордан
после возвращения действительно
значительно улучшил свой процент при
бросках из-за дуги (42 % в первом полном
сезоне 1995/96), но его хватило ненадолго
– уже в сезоне 1996/97 его точность с
трехочковой дистанции снова снизилась
(37 %). Шремпф, в отличие от названных мной
звезд, стал бросать гораздо точнее (с
15 % в сезоне 1992/93 до 50 % в чемпионате
1994/95!) и не перестал быть отличным
снайпером-дальнобойщиком даже после
возвращения трехочковой линии на прежнее
расстояние (41 % в "регулярке"
1997/98).
Пришлось
Детлефу менять свою игру и в защите. В
"Индиане" он сражался под кольцом
с "большими" соперника: с такими
парнями, как Кевин Макхейл, Орландо
Вулридж, Деннис Родман, Хорас Грант. В
"Сиэтле" его бросали на опеку
игроков иных амплуа – более низких и
юрких: таких как Клайд Дрекслер и Майкл
Джордан.
В
индивидуальном плане Великому тевтонцу
удался его второй чемпионат в форме
"Суперсоникс" (1994/95): он стал вторым
бомбардиром «Сиэтла», обойдя Кемпа
(19,2 очка; 52 % с игры, 51 % трехочковых), попал
на свой второй Матч всех звезд и был
включен в третью сборную «олл стар». А
в следующем сезоне Шремпф стал первым
немцем во Вселенной, который сыграл в
финале НБА. В плей-офф-1996 немцу больше
всего удался полуфинал конференции
против "Хьюстона", в котором
"сверхзвуковые" вынесли чемпиона
всухую: 20 очков (при 57 % с игры!) и 7 подборов
за матч.
Пройдя
пик своей карьеры, Детлеф отыграл на
высоком уровне еще три сезона, до 36 лет.
На этом ему стоило завершить выступления,
но сверхбогатый и под завязку забитый
талантами «Портленд» предложил контракт
ветерану. Перед сезоном 1999/2000 в Портленде
собрали «дрим тим» для похода за титулом,
и Шремпф не устоял перед возможностью
стать чемпионом под занавес карьеры. К
сожалению, миссия Пиппена, Сабониса и
компании провалилась, и мечты Шремпфа
о перстне обратились в прах в мистическом
седьмом мачте финала Запада против
"Лейкерс".
Если
в целом оценить карьеру немца, то она,
безусловно, удалась. В его случае в
полной мере подтвердилась жизненность
популярной поговорки: "терпение и
труд – все перетрут". К 30 годам Шремпф
смог стать второй звездой "Индианы",
а в середине 90-х – третьей звездой
"Сиэтла" и маленькой звездочкой
во вселенной НБА.
Несмотря
на малый размер, временами эта звездочка
светила довольно ярко. Дело в том, что
конкуренты Детлефа по амплуа в те годы
до плей-офф добирались редко: легкие
форварды Глен Райс, Грант Хилл, Джамал
Машбэрн, Глен Робинсон были героями
«регулярки», а когда наступала пора
решающих матчей, на виду оказывался
Скотти Пиппен и в трех сезонах — Шремпф.
Один финал и два достаточно удачных
постсезона (1997, 1998), в которых Детлеф был
не последним парнем на деревне, определили
наследие немца в НБА. И в определенной
мере проложили путь в лигу для более
именитого тевтонца – Дирка Новицки.
Ведь именно Шремпф доказал всему
баскетбольному миру, что немцы способны
не только завоевывать Польшу и делать
машины, но могут приносить пользу и на
баскетбольной площадке.
И
напоследок, в связи со Шремпфом, нельзя
не коснуться темы о нашем восприятии
европейских баскетболистов, которые в
конце 20 века стали в массовом порядке
пробовать свои силы в НБА.
Так
получилось, что большая часть звезд
европейского баскетбола 80-х-90-х годов
не смогла подтвердить в НБА свой звездный
статус. Арвидас Сабонис приехал в НБА
поздно – в 31 год. Его карьера за океаном
получилась достаточно удачной, но не
звездной. Тем ни менее, он в Зале славы
баскетбола за свои успехи "в любителях"
(Арвидас - олимпийский чемпион Сеула).
Владе Дивац попал в НБА молодым, но и он
по меркам НБА не показал ничего выдающегося
– тем ни менее Владе в Зале славы как
звезда европейского баскетбола (2 титула
чемпиона мира и масса медалей иного
достоинства). Шарунас Марчюленис блеснул
в НБА в сезоне 1990/1991 и мог стать настоящей
звездой, если бы не его травмы – сейчас
он в Зале славы примерно за то же, за что
и Сабонис. Хорват Тони Кукоч попал в НБА
в самом расцвете сил и там не затерялся,
но звездой не стал. Он пока не в Зале
славы, но вполне возможно, что туда
попадет, ведь на его счету 3 титула
чемпиона НБА в составе "Чикаго" и
золото чемпиона мира (1990) и Европы (1989,
1991). Из всей плеяды легендарных европейских
баскетболистов конца 20 века в НБА
по-настоящему смог проявить себя лишь
Дражен Петрович, который был на пути к
звездному статусу, но летом 1993 года
погиб в автомобильной катастрофе.
Разумеется, и Петрович принят в Зал
славы баскетбола.
Детлеф
Шремпф оказался лучшим европейским
баскетболистом в НБА в 20 веке, но он не
воспринимается ровней не только Сабонису
и Петровичу, но даже Дивацу с Кукочем.
И не только нами – советскими любителями
баскетбола, которые следили за
"любительским" баскетболом в 80-е
и 90-е. За океаном Великого тевтонца
оценивают схожим образом. Его достижения
в НБА не сильно впечатляют по заокеанским
меркам и не тянут на Зал славы, но если
бы он проявил себя на родине, в Европе,
то его бы туда включили по совокупности
заслуг. Но в европейском баскетболе
Шремпф не добился ничего существенного,
поэтому его никогда не примут в Зал
славы баскетбола Америки! Парадокс, но
это так.
Комментариев нет:
Отправить комментарий