воскресенье, 25 июля 2021 г.

Деннис Родман и яйца Павленского

 


Чужая душа – потемки, но в случае Денниса Родмана и ему подобных это не так. Вся внутренняя мотивация этих людей как на ладони. Им жизненно важно привлечь внимание окружающих! Желание примитивное, и, вероятно, не всегда осознаваемое, но очень сильное, которое приводит к совершению крайне странных поступков.

 

Подобная мотивация часто встречается у стайных по своей природе людей, которые не выносят одиночества. Им нужно быть постоянно в толпе (которую они рассматривают как стаю), но они не хотят сливаться с ней. Они не претендуют на роль предводителя толпы (стаи), им также ни к чему уважение или одобрение их действий окружающими. Им нужна самая малость – чтобы взоры окружающих были устремлены только на них (хотя бы в виртуальном смысле – через прессу и соцсети). Сущность этих людей можно выразить перефразированным утверждением Декарта: на меня смотрят – следовательно, я существую. Ради того, чтобы привлечь внимание окружающих хоть на какое-то время, многие из них готовы на все. Даже на то, чтобы прибить яйца гвоздем к брусчатке Красной площади.

Если бы Родман узнал об этом поступке нашего доморощенного фрика Петра Павленского (некоторые почему-то называют его художником), у него потекли бы слюнки от зависти! Ведь сам Деннис до такого не додумался! Казалось бы, это первое, что может прийти в голову подобным типам, но на практике этот эксперимент над собственными яйцами воплотил в жизнь только Павленский. С другой стороны, если вдуматься, то по большому счету вся жизнь Родмана, начиная с середины 90-х, это растянутое по времени прибивание своей мошонки к мостовой. И если ставить памятник Родману (а почему бы и нет? – он человек знаменитый и к тому же чернокожий), то лучшую аллегорию его жизни найти трудно: фигура голого Денниса с кувалдой и железнодорожным костылем, сидящего на мостовой в позе Павленского, будет самым адекватным символом его жизни. 

Родман – не первый фрик, паталогически жаждущий внимания и не последний. Мир видел множество экстравагантных людей, готовых выпрыгнуть из штанов, чтобы привлечь к себе внимание: Герострат, Симеон Столпник, князь Феликс Юсупов (еще в начале 20 века наряжался в женское платье и разъезжал в таком виде по Невскому проспекту), Сальвадор Дали, Мохаммед Али, Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична, Элис Купер, Оззи Осборн, Дивайн, Джон Уотерс, Пауль Верхувен, Мадонна (певица), Мэрилин Мэнсон, Филипп Киркоров, Верка Сердючка, парикмахер Зверев, Леди Гага…

Панк-культура и субкультура готов – дело рук тех же Родманов и Павленских. Панков уже мало кто помнит, но готы обрушились на нас практически вчера – каких-то лет 15 назад улицы крупных городов в России заполнили страшные мальчики и девочки, которые с помощью нелепых причесок, пирсинга, тату и дурацкой одежды заставляли окружающих обращать на себя внимание. Мы глазели на этих фриков, а они наслаждались этим! Вампиры живут, высасывая кровь своих жертв, а готы подзаряжали свои батарейки от наших взглядов.

Наверное, многие воспринимают слишком экстравагантных людей как сумасшедших. В подавляющем большинстве случаев это не так. Нужно понимать, что внутренняя потребность быть в центре внимания – это норма, но не для всех. Разумеется, это не исключает наличие у некоторых из фриков и каких-то психических отклонений, но к Родману это не имеет отношения.

Привлечь внимание окружающих можно разными способами. В данном случае все зависит от умений и фантазии конкретного человека. Некоторые используют для этого свои профессиональные способности - например, умение петь. Но музыкальные исполнители - фрики никогда не ограничиваются только пением. Они обязательно добавят к этому что-то еще, чтобы удивить и поразить своих слушателей-зрителей: будут наряжаться как павлины (Филипп Киркоров), одевать огромные очки (Элтон Джон), выйдут на сцену в трусах, несмотря на свой пенсионный возраст (Мадонна), а если представиться возможность, то обязательно откусят голову летучей мыши (Оззи Осборн).

Если у кого-то из фриков нет особых способностей, то они часто уродуют себя, поскольку это гарантированный способ привлечь наше внимание. Тот же Павленский начинал свои публичные перформансы отнюдь не с экспериментов на холсте, хотя его называют художником: он вышел на пикет с зашитым ртом. Фишкой Петра стало членовредительство. Чуть позднее к этому добавился трюк с поджогом дверей, но не обычных квартирных дверей, а таких, чей поджог будут обсуждать все вокруг. И мы действительно это делали.

Фрик в Родмане поначалу пошел по другому пути, чем уродец Павленского: он заставил Денниса довести свои баскетбольные умения до совершенства. Но перед тем как перейти к описанию процесса прорастания фрика из Родмана, вкратце пробегусь по его спортивной биографии.

В момент прихода Денниса в НБА (1986 год) вряд ли кто-то мог представить себе, что из этого застенчивого паренька через несколько лет вырастет настоящее чудо-юдо. В лигу он попал в 25 лет (из-за того, что очень поздно стал расти) и первые три года выходил на площадку со скамейки. Лишь в середине второго чемпионского сезона «Детройта» (1989/90) Родман вытеснил из состава Марка Агвайра и стал основным легким форвардом «Пистонс». 


 В «Детройте» Родман был обычным «плохим парнем», который не сильно выделялся на фоне своих одноклубников. Его специализацией была игра в защите, и пока команда была на пике, Родман так и не стал звездой. Его статистика совсем не впечатляла: 8-9 очков и 9 подборов за матч. Он был идеальной рабочей лошадкой – трудолюбивый парень, не жалеющий себя на площадке и внимательно слушающий тренера Чака Дэйли, который был для него непререкаемым авторитетом.

Женщин пугает возраст 30 лет, Родман только-только начал жить в тридцать: именно в этом возрасте он и начал свой поход за мировой славой. Деннис правильно рассудил, что если он продолжит свою карьеру в привычном амплуа отличного оборонительного игрока, который набирает по 10 очков и 10 подборов за игру, то места под солнцем ему не видать. Таких баскетболистов очень много и помнят их после окончания карьеры недолго.

Родман решил выбраться из привычной колеи, сосредоточившись на подборах и трехочковых бросках. Да-да! Про его эксперимент с трешками забывать нельзя. Деннис мог стать первым 3-R-D–игроком (трехочковые-защита-подбор). Но начнем с подборов. В сезоне 1991/92 Деннису дали достаточно игрового времени (40 минут в среднем), чтобы он смог побороться за звание лучшего подбирающего игрока НБА. Родман воспользовался этой возможностью и показал немыслимую для тех лет статистику по подборам за матч – 18,6 !

Сходные цифры по подборам демонстрировал в последний раз центровой Мозес Мэлоун в сезоне 1978/79 – 17,6 подбора в среднем, а рубежа в 18,6 подбора последним достиг знаменитый Уилт Чемберлен в чемпионате 1972/73, когда игра была совсем другой, и такие цифры никого особенно не удивляли. Поражает не только то количество подборов, которые записывал на свой счет Родман, но и тот факт, что такой результат был достигнут не центровым вроде Оладжьювона и Юинга, а игроком с ростом чуть больше 2-х метров!

Такая сосредоточенность на борьбе за отскок стала сильным ходом со стороны Денниса. Защита защитой, но первенство по одному из главных статистических показателей в НБА, да еще и с огромным отрывом от всех, не могло остаться незамеченным баскетбольной общественностью: результатом стало избрание Родмана в третью сборную всех звезд-1992 и 10-е место в опросе на MVP. И это несмотря на ухудшение командных результатов «Детройта», который из недавнего чемпиона быстро превратился в середняка, и невразумительные цифры Денниса по очкам (10), перехватам (0,8) и передачам (2,3).

Фантастический результат Денниса по подборам явно заслонил его достижение по части трехочковых бросков: мало того, что он в 3 раза увеличил количество попыток по сравнению с предыдущим сезоном (с 30 до 101-й), он реализовывал эти броски в 31 % случаев. Для тех лет – это приличный процент. В том сезоне у Джордана, Пиппена, Айзея Томаса и Кевина Джонсона процент трехочковых был ниже, у Дрекслера и Тима Хардуэйя – всего лишь на пару процентов выше. В дальнейшем снайпер-дальнобойщик в Родмане как-то сник и потерял точность, а вот подбиральщик продолжал держаться на высочайшем уровне еще 6 сезонов.

Дальше – больше. По 18 подборов за матч – это здорово. Это делает тебя крутым парнем в мире НБА, но кому какое дело за его пределами, сколько у тебя подборов за игру? Всем на это плевать. Родмана это явно не устраивало.

И тогда он решил взяться за свою внешность. Если обычный человек некрасив, то, что он, как правило, делает? Он пытается привести в порядок прическу и как-то приукрасить лицо (например, отрастив усы или бородку), чтобы выглядеть более привлекательным. Фрик поступает наоборот. Ему не нужны комплименты его внешности. Он кормится за счет взглядов окружающих. Родман, чего уж говорить, если и не был уродлив от рождения, то был откровенно некрасив. Поэтому он просто продолжил дело, не законченное родителями, превратившись в образцово-показательного урода. В ход пошло то, что и обычно используется в подобных случаях: вызывающая окраска волос, пирсинг и тату. 

Надо отметить, что в «Детройте» Родман не мог развернуться по-настоящему. Те парни, с которыми он играл много лет, были его родной стаей, в которой место Денниса было не первое и даже не второе. Детройтские пацаны просто бы не поняли экспериментов Родмана над собственной внешностью перед каждой игрой. Но к счастью, в межсезонье-1993 Деннис перешел в «Сан-Антонио», где он смог развернуться во всю ширь своей широкой фрик-натуры. Именно в этом техасском городке мир познакомился с новым Деннисом Родманом – чокнутым (Psycho, El Loco (псих – по-испански), Dennis the Menace). Хотя, повторюсь, настоящим чокнутым этот парень не был. Определенного рода психологические проблемы у него были и есть, но у кого из нас их нет? Разве вы при уходе из дома не проверяете по 10 раз – выключили утюг или нет? Хотя не включали его уже неделю…

Начал Деннис с окраски волос. Нехитрое дело – сменить цвет волос, но если вы будете менять его почти перед каждой игрой, то люди на вас обязательно обратят внимание! И неважно, как вы будете играть при этом. К чести Родмана, парень на площадке выкладывался - этого у него не отнимешь. При этом, он никогда не забывал и про своего внутреннего фрика, которому давал порезвиться не только за пределами баскетбольного паркета, но и во время игры. К примеру, если Родман промахивался, то тут же изображал бурное негодование. Когда он попадал в кольцо, то зрители наблюдали взрыв восторга (словно Деннис – футболист, который забил важнейший гол). Когда Родман встречал Моурнинга – он обязательно хлопал его по заднице и улыбался… Любое действие на площадке у него было рассчитано на публику. От просто спортсмена образца 1989-1990 гг. в крашеном Родмане не осталось и следа.

Экстравагантное поведение на площадке и вне ее привело к тому, что Родман из маленькой звезды баскетбола достаточно быстро превратился в одну из главных публичных фигур Америки. И я нисколько не преувеличиваю. Во время пребывания в «Чикаго» это стало заметно всем, но началось все еще в «Сан-Антонио».

Маленький пример. 4 игра финала Запада-1995. Встречаются «шпоры» - команда Адмирала Робинсона и «Рокетс» - клуб Хакима. Когда одна из команд берет тайм-аут, то что обычно делает режиссер? Как правило, в это время камеры нацелены на одну из команд. В этом матче в один из тайм-аутов режиссер трансляции демонстрировал только Денниса Родмана, который отнюдь не стремился слиться с командой и слушать тренера. И поведение режиссера было вполне объяснимо. Всем было понятно, кто главная суперзвезда на паркете. Как раз во время этого плей-офф Родман крутил роман с Мадонной и был одним из самых лакомых кусочков для СМИ в Америке.

Непродолжительная случка Мадонны и Родмана пошла на пользу обоим, поскольку и у Мадонны карьера в значительной мере была построена на эпатаже, а не на музыке. И когда два фрика сошлись, то американская пресса и папарацци были просто в восторге.

Но вернемся к карьере Денниса. В «Сан-Антонио» Родман не прижился. Он счел, что его обманули с зарплатой – пообещали солидный контракт, но надули (кстати, генеральным менеджером «шпор» в то время был Грегг Попович, которого никто, кроме Родмана, не обвинял в обмане). Вдобавок ко всему Деннис был недоволен не только менеджментом, но и конфликтовал с одноклубниками, включая Робинсона. Все это привело к тому, что «Чикаго» почти даром забрали Родмана из «Сан-Антонио», что пошло на пользу и «быкам», и главному фрику НБА. 

Поскольку за «Буллз» выступал тогдашний король баскетбола Джордан, к клубу было приковано внимание СМИ во всем мире. Значительную часть этого внимания Родман перетянул на себя, облегчив жизнь Майклу, и увеличив собственную известность. В результате выступлений за «быков» он стал настоящей мировой знаменитостью и вторым самым узнаваемым игроком НБА в мире после Джордана.

Но далось это ему нелегко. Даже постоянная смена цвета волос и роман с Мадонной не может удерживать внимание публики достаточно долго, поэтому бедному Деннису приходилось постоянно изобретать что-то новенькое: помимо периодических посещений ночных клубов во время сезона, он однажды участвовал голым на ТВ-шоу, в сезоне 1996/97 принял участие в шоу рестлеров с Халком Хоганом, ударил арбитра головой (и был дисквалифицирован), заявился на ТВ-шоу в кожаной юбке и пальто, заявил о своей бисексуальной ориентации, опубликовал книгу «Хочу быть хуже всех» и рекламировал ее в книжном магазине в свадебном платье, пнул во время игры оператора в пах (снова был дисквалифицирован), сыграл в фильме «Колония» с Ван Даммом и Микки Рурком, попытался станцевать с игроком «Индианы» Антонио Дэвисом вальс на площадке… 

В честь возвращения Скотти Пиппена в состав «Чикаго» в сезоне 1997/98 Родман нанес себе на голову множество изображений цифры 3, чтобы при любом прочтении получался номер Пиппена – 33. Если вы подумаете, что Родман это сделал из-за большого уважения к Скотти, то вы ошибетесь. Он украсил свою голову, чтобы возвращение Пиппена не перетянуло внимание публики с фигуры Денниса. В том же сезоне, во время финальной серии Родман укатил на матч по реслингу, чтобы в очередной раз напомнить о себе как человеке с тараканами в голове.

Итак, что мы имеем в итоге? Оценивая карьеру этого баскетболиста, обязательно необходимо разделять спортсмена и шоумена. Как баскетболист Родман не ровня Шаку, Оладжьювону и даже Чарльзу Баркли. Это ролевой игрок, чьей специализацией была защита и подбор. В этом он действительно был очень и очень хорош. За свою карьеру он защищался против Джона Старкса, Майкла Джордана, Ларри Берда, Чарльза Баркли, Мэджика Джонсона, Тима Данкана, Дэвида Робинсона, Шака! Такая разносторонность в защите поразительна, но не единой защитой жив баскетбол. И не только подборами.

Возьму для примера Баркли. Этот парень был сантиметров на 5 ниже Родмана, но на площадке в основном исполнял роль тяжелого форварда и толкался с соперниками гораздо выше себя. Несмотря на это, в некоторые сезоны Баркли имел следующие достижения: 23 очка + 14,6 подбора + 5 передач; 28 очков + 12 подборов + 3 передачи. Эта статистика игрока с ростом менее 2-х метров действительно впечатляет! И дело не только в цифрах. Баркли был человеком, на котором держались его команды. Он франчайз-игрок. Родман - всего лишь помощник для лидеров своих команд. Он не был создан, чтобы выигрывать матчи. Он – чернорабочий.

Тем ни менее он стал настоящей звездой, известной всему миру. Но стал не за счет достижений в спорте. Именно в этом его отличие от Майкла Джордана или таких спортсменов как Пеле, Марадона или Майк Тайсон, поскольку фундаментом их мировой известности были именно спортивные достижения. Весь звездный блеск приобретен Деннисом за счет внебаскетбольной деятельности, за счет самопиара. По этой части он действительно уникален среди игроков НБА. 

Из своих предшественников – спортсменов он отчасти похож на Мохаммеда Али. Вот уж тот был фрик из фриков! Чего Али только не вытворял, чтобы привлечь к себе внимание! Но у Мохаммеда все-таки были не только шоу вне ринга. На ринге он тоже провел несколько выдающихся поединков (2 боя с Фрэзером и один с Форманом), а за Родманом подобных подвигов на баскетбольных площадках не числится. Он хорошо делал свою работу, но он не выигрывал матчи – как Майкл Джордан, Шак или Ларри Берд. Но Деннису это было и не нужно. Он пошел другим путем и преуспел. Если оценивать его карьеру в шоу-бизнесе, то здесь Родман величайший. И ничуть не уступает в этом аспекте Джордану, который в этом деле тоже был хорош – именно поэтому многие люди считают его величайшим баскетболистом всех времен.

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что Родман вдохновил миллионы потенциальных фриков по всему миру на различные безумства, чтобы их заметили окружающие. И кто знает, может быть, прибивая свои яйца к брусчатке Красной площади, Петр Павленский думал именно о Деннисе Родмане – главном фрике на планете Земля в конце 20 столетия….

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий