Черный-пречерный парень с лицом убийцы-маньяка
взлетает над кольцом и делает данк – таким Шон Кемп с крутым прозвищем Рейн Мэн
и запомнится большей части болельщиков, которые его видели в конце 20 века.
А ведь он мог остаться в нашей памяти еще и одним из
лучших баскетболистов НБА 90-х, а может быть, и одним из небожителей, вроде
Расселла или Берда! Потенциал для этого у него был. Быстрый и мощный парень
ростом 208 см (что позволяло ему с успехом противостоять даже таким центровым
как Оладжьювон), отличный защитник и подбирающий, имеющий хороший средний
бросок, работящий и слушающий тренера. Что еще нужно, чтобы стать суперзвездой?
Нужна еще подходящая команда с отличным тренером. У Кемпа не было ни того, ни
другого.
Я думаю, многие не согласятся с моим тезисом, ведь
Шон играл в "Сиэтле", который под руководством Джорджа Карла был
одной из сильнейших команд лиги в середине 90-х! В 1996 году "Суперсоникс" дошли до финала, где в борьбе
проиграли сметающему всех на своем пути "Чикаго", которое в тот год
установило рекорд регулярных чемпионатов, одержав 72 победы. Все так, но эта
команда по своему потенциалу была способна взять пару-тройку титулов, а не
просто добраться разок до финала. И возможно, что одна из причин, почему она
этого не сделала, - неправильное использование тренером своего мощного
форварда.
На взгляд со стороны кажется, что Кемпу попросту не
дали раскрыться. Тренер Карл пришел в "Сиэтл" в ходе сезона 1991/92,
когда Шон проводил свой третий сезон в лиге. Кемп попал в НБА со школьной
скамьи, и вполне понятно, что поначалу ему давали играть немного, но к моменту
встречи с Карлом ему стукнуло уже 22 – вполне подходящий возраст, чтобы из
талантливого новичка делать лидера команды. Играл он к этому времени не более
30 минут и имел вполне нормальные цифры для молодого мощного форварда: 15 очков
и 10 подборов за игру. Примерно также начинал Чарльз Баркли в НБА в 21 год. И
что мы видим в последующие пять сезонов, которые Кемп отбегал за команду
Джорджа Карла? В регулярных чемпионатах ему дают играть всего по 33-34 минуты за матч!
Прямо скажем, что лидерам команды НБА дают такое
количество времени, только если это команда Грегга Поповича, а главной звезде
больше 30 и ее фамилия Данкан.
Обычно лидеры команд на пике карьеры играют в
"регулярке" по 37-40 минут. Вот сколько проводили на паркете коллеги
Кемпа по амплуа, которые стали большими звездами: Карл Мэлоун – 37 минут и
более в течение 12 лет (!), сэр Чарлз по 37 минут и более - 10 сезонов (4 из
них – более 39 минут), Тим Данкан в свои первые 6 чемпионатов играл 38-40 минут
за матч (максимум – 40,6).
И как же стать суперзвездой, если тебе не дают
достаточно времени? Может, в отведенные минуты Кемпа использовали максимально
эффективно? Как же! Он совершал в среднем за игру всего 12-13 бросков по
кольцу! При наличии в команде одного из
лучших разыгрывающих защитников 90-х Гэри Пэйтона! Для сравнения: Мэлоун и Юинг
бросали по 18-20 раз, Данкан (не самый
результативный форвард) в свои лучшие сезоны – 17-18 раз за игру. Хотя Шон мог
при необходимости пройти с ведением всю площадку и бросить в кольцо прямо с
ведения (как любит сейчас делать Карри), но это было исключением. Мощный
форвард – игрок зависимый, он не бегает по паркету с мячом, а ждет передачу
вблизи кольца. Можете посмотреть почти любой матч "Сиэтла" тех лет, и
в редком поединке вы заметите, что команда целенаправленно загружает своего
"большого". И статистика это подтверждает.
В чемпионате 1993/94 на долю Кемпа пришлось 14,3 %
командных бросков, в сезоне 1994/95 – 14,8 %, в следующей "регулярке"
- 14,6 %. Неудивительно, что его
средняя результативность в регулярных чемпионатах лишь раз превысила 19 очков
(19,6). Остается только удивляться, что в таких условиях Кемп трижды вошел во
2-ю сборную "всех звезд" чемпионата и 6 раз участвовал в матчах
"всех звезд"! Причем, в
1994-1998 годах он избирался болельщиками в стартовый состав, регулярно обходя
по набранным голосам Карла Мэлоуна.
Проблема в том, что если команда постоянно играет в
коллективный баскетбол, она не может резко перестроиться и перейти на игру
через своего лидера, как это практиковалось в "Чикаго" во времена
Джордана или в "Хьюстоне" образца 1994-1995 гг., когда
"ракеты" играли через Оладжьювона. А ведь в плей-офф иногда просто
необходимо, чтобы у команды был настоящий лидер, который мог ее вытянуть в
трудную минуту.
Коммунистический "Сиэтл" Джорджа Карла
столкнулся с этой проблемой в постезоне-94, когда был бит в пяти играх в первом
раунде беззвездным середняком "Денвером", командой, которая в
"регулярке" одержала на 21 победу меньше! Уже в первом матче,
уверенно выигранном "сверхзвуковыми", прозвучал звоночек: Гэри Пэйтон
и Рикки Пирс в раздевалке поругались так, что стали обмениваться угрозами
пристрелить друг друга. А после переезда в Денвер команда развалилась: она
позволила сравнять счет в серии, а в решающей игре на своей площадке уступила 4
очка. Оборона у "Сиэтла" в этой серии дала трещину, а в атаке
солировать у "Сиэтла" было просто некому.
24-летний Кемп первые три матча серии мазал все
подряд, а последние 2 игры в атаке провел на своем обычном уровне, но не более
того. А что от него было ждать? Его не готовили к тому, что от него может
потребоваться набрать очков 40. Человека приучили к тому, что его норма – 12
бросков за матч. За весь регулярный чемпионат он лишь дважды набрал 30 очков!
За 79 игр! И как он может стать спасителем в решающих матчах, забросав корзину
соперника, если ему просто не дают проявить себя в "регулярке"?
И хоть что-то Карл изменил в следующем сезоне? Да,
Пэйтон стал брать на себя больше ответственности в атаке, а роль Кемпа осталась
та же самая: подбор, блоки, борьба с "большими" соперника. Ставка на
Пэйтона успеха "Сиэтлу" не принесла: в первом раунде клуб, одержавший
57 побед в чемпионате, вновь уступил середняку – на этот раз
"Лейкерс" в четырех матчах!
Первый поединок на своей площадке уверенно выиграли
"сверхзвуковые", несмотря на провал Гэри в атаке, а второй проиграли
(у Пэйтона 7 из 19-ти) и опять развалились. Во всех матчах серии лучшим был Кемп,
который тащил команду, как мог: 24,8 очка и 12 подборов за игру. В третьем
поединке он набрал 30 очков, бросив по кольцу всего 14 раз (забил даже один
трехочковый)! В четвертой встрече за счет усилий Шона и Гэри
"сверхзвуковые" вели 8 очков перед последней четвертью, но все-таки
проиграли.
Несмотря на очередное фиаско, Карл никаких
принципиальных выводов из двух подряд поражений в постсезоне не сделал и
изменений в командном нападении не произвел. Собственно, его выдающийся лоб
всегда намекал на то, что Карл всегда прав, а постоянные неудачи его команд
объясняются иными причинами, никак не связанными с тренером.
В следующем постсезоне Пэйтон сыграл лучше и они
вдвоем с Кемпом все-таки дотащили команду до финала, несмотря на упершуюся
рогами "Юту", которая чуть-чуть не отыгралась со счета 1:3. И
финал-96 наглядно показал всему миру, какой могла быть на самом деле карьера
Шона Кемпа!
Сколько читал про эту финальную серию, постоянно
повторяется один сюжет: защита Пэйтона против Джордана. А что игру Шона Кемпа
никто не заметил? Что он выглядел ничуть не хуже самого Джордана? Лидером
"Суперсоникс" был как раз Кемп, а Пэйтон потерялся в финальной серии.
На счету Шона в этом финале 23 очка при 55 % попаданий, 10 подборов и 2 блока в
среднем за 40 минут игрового времени. И совершал он в этом финале не по 12
бросков за игру, а по 15, а если не учитывать проваленный третий поединок
финала, то Кемп делал по 16,5 попыток поразить кольцо. Это не очень много, но
хоть что-то. Для игрока, на которого никогда не делали ставку в атаке, его
выступление в финале можно назвать блестящим. В этом финале он показал, какой
большой звездой мог стать баскетболист по фамилии Кемп.
Почему же Джордж Карл, работая с
"Сиэтлом", так и не сделал ставку на Кемпа? А бог его знает. В своих мемуарах
он ругает многих игроков, с которыми работал, но только не Шона. Так что
никаких личных причин, чтобы не давать Кемпу стать настоящим лидером команды и
суперзвездой, у него не было. По всей видимости, такова была концепция игры у
упертого Карла, которая подразумевала не опору на связку разыгрывающий – мощный
форвард (что мы видели в "Юте" Джерри Слоуна), а более коллективный
баскетбол, в котором минимум 4 игрока имеют право почти на равное количество
бросков по кольцу, и никто не перетягивает одеяло на себя. Со временем Пэйтон
стал немного выделяться среди остальных, но и только – ни он, ни Кемп так и не
стали явными лидерами "Сиэтла" пока играли вдвоем. Это был тандем, но
даже не непререкаемых лидеров, а скорее первых среди равных, но как показывает
жизнь, это не самый лучший вариант для создания чемпионской команды. У стаи
должен быть вожак, который знает путь к победе! В "Сиэтле" такого так
и не нашли.
После сезона 1996/1997 Кемп оказался в
"Кливленде". И его уход был вполне понятен – в родном Сиэтле к нему
отнеслись без всякого уважения. Сначала боссы команды дали 10 миллионов в год
Пэйтону, а потом подписали "пустое место" Джима Макильвейна на те же
деньги, что получал Кемп (3 млн в год!). На то, чтобы повысить зарплату самому
Шону до уровня Пэйтона денег у "Суперсоникс" уже не осталось.
Если бы Кемп после перехода оказался в
команде-контендере – все бы еще могло измениться. Шон был еще достаточно молод.
Но он попал в состав клуба, который ни на что не претендовал, и явно потерял
мотивацию. По инерции он отыграл еще 2 года, но во время локаута-99 так
растолстел (набрал 142 килограмма – больше чем Шак на тот момент!), что от
старого "поджарого" Кемпа остались лишь воспоминания. Сбросить вес
Кемп уже не сумел, хотя и пытался. А потом он еще увлекся кокаином…
Комментариев нет:
Отправить комментарий