воскресенье, 27 мая 2018 г.

Потерянные 90-е. Шон Кемп.


Черный-пречерный парень с лицом убийцы-маньяка взлетает над кольцом и делает данк – таким Шон Кемп с крутым прозвищем Рейн Мэн и запомнится большей части болельщиков, которые его видели в конце 20 века.
 
А ведь он мог остаться в нашей памяти еще и одним из лучших баскетболистов НБА 90-х, а может быть, и одним из небожителей, вроде Расселла или Берда! Потенциал для этого у него был. Быстрый и мощный парень ростом 208 см (что позволяло ему с успехом противостоять даже таким центровым как Оладжьювон), отличный защитник и подбирающий, имеющий хороший средний бросок, работящий и слушающий тренера. Что еще нужно, чтобы стать суперзвездой? Нужна еще подходящая команда с отличным тренером. У Кемпа не было ни того, ни другого.  
Я думаю, многие не согласятся с моим тезисом, ведь Шон играл в "Сиэтле", который под руководством Джорджа Карла был одной из сильнейших команд лиги в середине 90-х! В 1996 году "Суперсоникс" дошли до финала, где в борьбе проиграли сметающему всех на своем пути "Чикаго", которое в тот год установило рекорд регулярных чемпионатов, одержав 72 победы. Все так, но эта команда по своему потенциалу была способна взять пару-тройку титулов, а не просто добраться разок до финала. И возможно, что одна из причин, почему она этого не сделала, - неправильное использование тренером своего мощного форварда.
На взгляд со стороны кажется, что Кемпу попросту не дали раскрыться. Тренер Карл пришел в "Сиэтл" в ходе сезона 1991/92, когда Шон проводил свой третий сезон в лиге. Кемп попал в НБА со школьной скамьи, и вполне понятно, что поначалу ему давали играть немного, но к моменту встречи с Карлом ему стукнуло уже 22 – вполне подходящий возраст, чтобы из талантливого новичка делать лидера команды. Играл он к этому времени не более 30 минут и имел вполне нормальные цифры для молодого мощного форварда: 15 очков и 10 подборов за игру. Примерно также начинал Чарльз Баркли в НБА в 21 год. И что мы видим в последующие пять сезонов, которые Кемп отбегал за команду Джорджа Карла? В регулярных чемпионатах ему дают играть  всего по 33-34 минуты за матч!
Прямо скажем, что лидерам команды НБА дают такое количество времени, только если это команда Грегга Поповича, а главной звезде больше 30 и ее фамилия Данкан.
Обычно лидеры команд на пике карьеры играют в "регулярке" по 37-40 минут. Вот сколько проводили на паркете коллеги Кемпа по амплуа, которые стали большими звездами: Карл Мэлоун – 37 минут и более в течение 12 лет (!), сэр Чарлз по 37 минут и более - 10 сезонов (4 из них – более 39 минут), Тим Данкан в свои первые 6 чемпионатов играл 38-40 минут за матч (максимум – 40,6).  
И как же стать суперзвездой, если тебе не дают достаточно времени? Может, в отведенные минуты Кемпа использовали максимально эффективно? Как же! Он совершал в среднем за игру всего 12-13 бросков по кольцу! При наличии в  команде одного из лучших разыгрывающих защитников 90-х Гэри Пэйтона! Для сравнения: Мэлоун и Юинг бросали по 18-20 раз,  Данкан (не самый результативный форвард) в свои лучшие сезоны – 17-18 раз за игру. Хотя Шон мог при необходимости пройти с ведением всю площадку и бросить в кольцо прямо с ведения (как любит сейчас делать Карри), но это было исключением. Мощный форвард – игрок зависимый, он не бегает по паркету с мячом, а ждет передачу вблизи кольца. Можете посмотреть почти любой матч "Сиэтла" тех лет, и в редком поединке вы заметите, что команда целенаправленно загружает своего "большого". И статистика это подтверждает. 
В чемпионате 1993/94 на долю Кемпа пришлось 14,3 % командных бросков, в сезоне 1994/95 – 14,8 %, в следующей "регулярке" -  14,6 %. Неудивительно, что его средняя результативность в регулярных чемпионатах лишь раз превысила 19 очков (19,6). Остается только удивляться, что в таких условиях Кемп трижды вошел во 2-ю сборную "всех звезд" чемпионата и 6 раз участвовал в матчах "всех звезд"!  Причем, в 1994-1998 годах он избирался болельщиками в стартовый состав, регулярно обходя по набранным голосам Карла Мэлоуна.
Проблема в том, что если команда постоянно играет в коллективный баскетбол, она не может резко перестроиться и перейти на игру через своего лидера, как это практиковалось в "Чикаго" во времена Джордана или в "Хьюстоне" образца 1994-1995 гг., когда "ракеты" играли через Оладжьювона. А ведь в плей-офф иногда просто необходимо, чтобы у команды был настоящий лидер, который мог ее вытянуть в трудную минуту.
Коммунистический "Сиэтл" Джорджа Карла столкнулся с этой проблемой в постезоне-94, когда был бит в пяти играх в первом раунде беззвездным середняком "Денвером", командой, которая в "регулярке" одержала на 21 победу меньше! Уже в первом матче, уверенно выигранном "сверхзвуковыми", прозвучал звоночек: Гэри Пэйтон и Рикки Пирс в раздевалке поругались так, что стали обмениваться угрозами пристрелить друг друга. А после переезда в Денвер команда развалилась: она позволила сравнять счет в серии, а в решающей игре на своей площадке уступила 4 очка. Оборона у "Сиэтла" в этой серии дала трещину, а в атаке солировать у "Сиэтла" было просто некому.
24-летний Кемп первые три матча серии мазал все подряд, а последние 2 игры в атаке провел на своем обычном уровне, но не более того. А что от него было ждать? Его не готовили к тому, что от него может потребоваться набрать очков 40. Человека приучили к тому, что его норма – 12 бросков за матч. За весь регулярный чемпионат он лишь дважды набрал 30 очков! За 79 игр! И как он может стать спасителем в решающих матчах, забросав корзину соперника, если ему просто не дают проявить себя в "регулярке"?
И хоть что-то Карл изменил в следующем сезоне? Да, Пэйтон стал брать на себя больше ответственности в атаке, а роль Кемпа осталась та же самая: подбор, блоки, борьба с "большими" соперника. Ставка на Пэйтона успеха "Сиэтлу" не принесла: в первом раунде клуб, одержавший 57 побед в чемпионате, вновь уступил середняку – на этот раз "Лейкерс" в четырех матчах!
Первый поединок на своей площадке уверенно выиграли "сверхзвуковые", несмотря на провал Гэри в атаке, а второй проиграли (у Пэйтона 7 из 19-ти) и опять развалились. Во всех матчах серии лучшим был Кемп, который тащил команду, как мог: 24,8 очка и 12 подборов за игру. В третьем поединке он набрал 30 очков, бросив по кольцу всего 14 раз (забил даже один трехочковый)! В четвертой встрече за счет усилий Шона и Гэри "сверхзвуковые" вели 8 очков перед последней четвертью, но все-таки проиграли.
Несмотря на очередное фиаско, Карл никаких принципиальных выводов из двух подряд поражений в постсезоне не сделал и изменений в командном нападении не произвел. Собственно, его выдающийся лоб всегда намекал на то, что Карл всегда прав, а постоянные неудачи его команд объясняются иными причинами, никак не связанными с тренером.
В следующем постсезоне Пэйтон сыграл лучше и они вдвоем с Кемпом все-таки дотащили команду до финала, несмотря на упершуюся рогами "Юту", которая чуть-чуть не отыгралась со счета 1:3. И финал-96 наглядно показал всему миру, какой могла быть на самом деле карьера Шона Кемпа!
Сколько читал про эту финальную серию, постоянно повторяется один сюжет: защита Пэйтона против Джордана. А что игру Шона Кемпа никто не заметил? Что он выглядел ничуть не хуже самого Джордана? Лидером "Суперсоникс" был как раз Кемп, а Пэйтон потерялся в финальной серии. На счету Шона в этом финале 23 очка при 55 % попаданий, 10 подборов и 2 блока в среднем за 40 минут игрового времени. И совершал он в этом финале не по 12 бросков за игру, а по 15, а если не учитывать проваленный третий поединок финала, то Кемп делал по 16,5 попыток поразить кольцо. Это не очень много, но хоть что-то. Для игрока, на которого никогда не делали ставку в атаке, его выступление в финале можно назвать блестящим. В этом финале он показал, какой большой звездой мог стать баскетболист по фамилии Кемп. 
Почему же Джордж Карл, работая с "Сиэтлом", так и не сделал ставку на Кемпа? А бог его знает. В своих мемуарах он ругает многих игроков, с которыми работал, но только не Шона. Так что никаких личных причин, чтобы не давать Кемпу стать настоящим лидером команды и суперзвездой, у него не было. По всей видимости, такова была концепция игры у упертого Карла, которая подразумевала не опору на связку разыгрывающий – мощный форвард (что мы видели в "Юте" Джерри Слоуна), а более коллективный баскетбол, в котором минимум 4 игрока имеют право почти на равное количество бросков по кольцу, и никто не перетягивает одеяло на себя. Со временем Пэйтон стал немного выделяться среди остальных, но и только – ни он, ни Кемп так и не стали явными лидерами "Сиэтла" пока играли вдвоем. Это был тандем, но даже не непререкаемых лидеров, а скорее первых среди равных, но как показывает жизнь, это не самый лучший вариант для создания чемпионской команды. У стаи должен быть вожак, который знает путь к победе! В "Сиэтле" такого так и не нашли.
После сезона 1996/1997 Кемп оказался в "Кливленде". И его уход был вполне понятен – в родном Сиэтле к нему отнеслись без всякого уважения. Сначала боссы команды дали 10 миллионов в год Пэйтону, а потом подписали "пустое место" Джима Макильвейна на те же деньги, что получал Кемп (3 млн в год!). На то, чтобы повысить зарплату самому Шону до уровня Пэйтона денег у "Суперсоникс" уже не осталось. 
Если бы Кемп после перехода оказался в команде-контендере – все бы еще могло измениться. Шон был еще достаточно молод. Но он попал в состав клуба, который ни на что не претендовал, и явно потерял мотивацию. По инерции он отыграл еще 2 года, но во время локаута-99 так растолстел (набрал 142 килограмма – больше чем Шак на тот момент!), что от старого "поджарого" Кемпа остались лишь воспоминания. Сбросить вес Кемп уже не сумел, хотя и пытался. А потом он еще увлекся кокаином…

Комментариев нет:

Отправить комментарий