Несколько похожий на Фантомаса
флегматичный качок Терри Каммингс был
выбран вторым на драфте-82, после Джеймса Уорти и перед Домиником Уилкинсом. И
свою карьеру в НБА Каммингс начал просто блестяще: в дебютном чемпионате на его
счету оказалось 23,7 очка и 10,6 подбора за игру! Достаточно сказать, что
примерно такая же статистика в том сезоне была у Ларри Берда.
Всю карьеру Терри провел в роли мощного форварда,
хотя по габаритам (рост 206 см, вес – около 100 кг) был где-то на перепутье
между амплуа легкого и мощного нападающего (он был легче килограмм на десять,
чем Карл Мэлоун и Баркли).
Всех игроков этого амплуа можно условно поделить на
2 категории: форварды-центровые – те баскетболисты, которые с успехом могут
играть роль центра, и просто форварды. К первым относились такие звезды как
Кевин Макхейл, Ларри Нэнс, Бак Уильямс, Тим Данкан. Вторые - это форварды,
которые благодаря своим габаритам могли обороняться и против центровых, но в
атаке предпочитали действовать как стопроцентные вторые-третьи номера: Ларри
Берд, Том Чэмберс, Карл Мэлоун, Крис Уэббер. Так играл и Терри. В атаке он
располагался ближе к трехочковой дуге и нечасто получал мяч вблизи кольца в
позиции центрового. Его конек – это проходы и стабильный средний бросок. А в
обороне Каммингс за счет мышечной массы противостоял мощным форвардам, а иногда
и центровым, хотя его рост не располагал к толканию под кольцом с настоящими
"большими" – вроде Абдул-Джаббара или Пэриша.
На первый взгляд кажется, что карьера Терри
Каммингса вполне удалась. Он отбегал в НБА целых 18 сезонов (в 1992/93 он
практически не играл из-за травмы) и все 80-е был довольно заметной фигурой в
лиге: лучший новичок года (1983), один раз его выбрали во вторую сборную "всех
звезд" (1985), однажды в третью (1989), он был игроком месяца и дважды
принимал участие в "олл стар гейм" (1985, 1989). Каммингс трижды
входил в десятку самых результативных игроков регулярного чемпионата
(1983-1985) и 7 раз превышал отметку в 20 очков в среднем за матч в
"регулярке".
Но если внимательно присмотреться к его карьере, то
становится очевидно, что в звезды лиги Терри так и не выбился. Был определенный
период, когда могло показаться, что на небосклоне лиги зажглась новая звезда. В
сезоне 1984/85 в опросе на MVP
он стал пятым, чуть-чуть обойдя Майкла Джордана, который проводил свой первый
чемпионат. Но вспыхнувшая звезда Каммингса быстро затерялась на звездном
небосклоне лиги. Так получилось, что тот сезон завершил карьерный пик Терри,
который пришелся на три первых года в НБА. Следующие 5 лет он провел в каком-то
промежуточном статусе между "звезда лиги" и "сильный
игрок", не совершая ни резких взлетов, ни падений. Он входил в топ-5
игроков на своей позиции, но был плотно прикрыт мощными спинами своих коллег по амплуа: Чарльза Баркли, Карла
Мэлоуна, Кевина Макхейла…
А если судить не по игре, а по его популярности
среди болельщиков, то его место в иерархии форвардов было еще ниже. Несмотря на
весьма пристойную результативность для четвертого номера, Терри всего 2 раза
вызвали на матч всех звезд, и не потому, что за него активно голосовали, а
из-за приличной статистики в эти сезоны. В голосовании на "олл стар
гейм" его самыми большими достижениями были 6-7-е места среди форвардов
конференции. Иными словами во всей лиге он в лучшие годы входил всего лишь в
Топ-15 среди нападающих.
Не может Терри похвастаться и командными
достижениями: он много лет играл в весьма сильных в то время клубах
("Милуоки" и Сан-Антонио"), но его лучшим результатом стал финал
Востока-1986.
Трудно
сказать однозначно, почему Каммингс так и не стал звездой. В откровенно слабой
команде "Сан-Диего Клипперс" он играл всего 2 первых года. В своем
втором чемпионате Терри мог оказаться в "Чикаго" (руководство
"Буллз" собиралось пожертвовать третьим пиком на драфте, на котором
впоследствии был выбран Джордан), но этот вариант не осуществился. Перед
сезоном 1984/85 Терри обменяли в "Милуоки" – один из сильнейших
клубов НБА. Казалось бы, что там у него появится шанс стать настоящей звездой.
Первые два
года в "Бакс" дела у него шли неплохо. Но из-за постоянных травм
главной звезды клуба Сидни Монкрифа добиться больших побед "Милоуки"
так и не смог. Травмы лидера "оленей" мешали команде, но почему
Каммингс в условиях отсутствия Монкрифа не взвалил на себя бремя лидерства,
как, к примеру, сделал другой тяжелый форвард - Чарльз Баркли в
"Филадельфии"? Непонятно. То ли этому причиной слишком коллективный
подход к баскетболу тренерского штаба команды (лидеры клуба играли в "регулярке"
всего по 32-35 минут за матч), то ли неспособность Дона Нельсона и его
сменщиков найти к подход к "Фантомасу" (в этом деле Нельсон был
мастак), а возможно и сам Терри довольствовался тем, как играл и не стремился к
большему…
А потенциал
стать большой звездой у него, безусловно, был. Иногда Каммингс в решающих
матчах сезона демонстрировал весьма впечатляющую игру. К примеру, в
постсезоне-85 "Милоуки" в первом раунде выбило "Чикаго"
Джордана. Майкл в этой серии набирал 29,3 очка (43 % с игры), а Каммингс 29,5!
И атаковал он кольцо с процентом 63! В следующем раунде "Олени"
уступили "Филадельфии", главная звезда которой Мозес Мэлоун отметился
25 очками за игру, а Терри набирал 25,5.
В
"Сан-Антонио" Каммингс перешел перед сезоном 1989/90 и стал второй
звездой клуба после Дэвида Робинсона. Но в плей-офф-90 Терри пододвинул Дэвида:
в полуфинале Западной конференции "Сперз" совсем чуть-чуть уступили
"Портленду", а Каммингс был лучшим в составе "шпор" в этой
семиматчевой серии, набирая 25,9 очка и 8,7 подбора за игру. Да и в целом в том
плей-офф он проявил себя лучше, чем "Адмирал".
Когда пришли
телевизионные 90-е, и НБА вышла на международный уровень, Каммингс стал
испытывать проблемы со здоровьем, а потом получил тяжелую травму руки, из-за
которой пропустил почти весь сезон 1992/93, вернувшись только в апреле 93-го.
После выздоровления он переместился на "скамейку" и в качестве
надежного 6-7-го игрока ротации, выступавшего за несколько клубов лиги, он и
запомнился большинству болельщиков, которые приобщились к НБА в последнее
десятилетие 21 века.
После
окончания карьеры в НБА на рубеже тысячелетий Каммингс профессионально занялся
музыкой. Погрузневший и постаревший "Фантомас" сел за рояль, сочинил
и записал альбом, а также отметился в качестве композитора в одном из фильмов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий