Баскетбол – игра атлетов. Но иногда среди
мускулистых и пропорционально сложенных парней на площадках появляются
неуклюжие на вид доходяги, которые совсем не напоминают баскетболистов. Из
сегодняшних звезд самый яркий пример такого игрока - Кевин Дюрант. Кто как, а я всегда воспринимал Дюранта как
новую модификацию Джорджа Гервина (его фамилию правильней произносить через Ё).
Более атлетичную, но такую же непропорционально худую и неудержимую в атаке.
Или наоборот, чтобы было понятнее для современных любителей баскетбола: Гервин
– это Дюрант юрского периода. Игравший еще до баскетбольной новой эры – до
прихода в лигу Мэджика и Берда, но и не затерявшийся после двойного пришествия
этих титанов.
Джордж Гервин – полноценная звезда НБА. Но, несмотря
на свои выдающиеся бомбардирские достижения, Гервин так и не стал небожителем,
вроде Мэджика Джонсона или Джулиуса Ирвинга. И дело здесь не только в
отсутствии чемпионского перстня. Имидж Гервина, основанный на его
безэмоциональной манере держаться на площадке (недаром он стал
"Айсменом!), и неестественная худоба, не пошли ему в плюс. Чтобы стать
настоящей суперзвездой, недостаточно демонстрировать соответствующую этому
статусу игру. Для превращения выдающегося баскетболиста в звезду шоу-бизнеса
нужен грамотный PR его
достижений на площадке. А именно с пиаром Гервину и не повезло. Благодаря
телевидению подвиги Мэджика, Берда или Джордана превратили их в баскетбольных
богов. Большая часть из них задокументирована и доступна баскетбольным фанатам
даже сейчас – когда прошло 30 лет с тех славных времен. А что осталось от
подвигов Гервина? НИЧЕГО!
От него сохранилось только классное прозвище. И
статистика. И худоба на фотографиях. Если вы тщательно перероете Интернет, то наскребете
не более двух десятков игр Айсмена. Вы можете составить собственное мнение об
его манере игры, ознакомиться с его потрясающими цифрами в графе
результативность, но увидеть его главные подвиги не сможете. От его самых
выдающихся сезонов нам остались лишь пара-тройка матчей.
И дело не только в том, что мы – болельщики 21
столетия – не видели Гервина во всей красе. Во время его выступлений ситуация
была немногим лучше. Значительную часть его перформансов наблюдали только
фанаты "шпор", а все остальные болельщики лицезрели Айсмена не часто.
В ту пору баскетбола по общенациональному телевидению (CBS) показывали мало: доходило до того,
что на ТВ транслировали не все матчи плей-офф. Некоторые игры финалов НБА
демонстрировали только в записи, в не самое удачное для просмотра время. Это
была эпоха упадка НБА, а когда лига стала выздоравливать, то к тому времени пик
Гервина подошел к концу.
Джордж начал свою карьеру в сезоне 1972/73 в
Американской баскетбольной ассоциации, где потерял 4 года. Первый сезон в НБА у
него ушел на раскачку, а затем он выдал семь чемпионатов подряд с
результативностью выше 25 очков в среднем, с двумя пиками – 33,1 очка в сезоне
1979/80 и 32,3 очка в чемпионате 1981/82. Четырежды он был лучшим бомбардиром
лиги (1978, 1979, 1980, 1982), 7 раз его выбирали в сборную "всех
звезд" (5 раз в первую), дважды он финишировал вторым в опросе на MVP (1978, 1979), один раз
был третьим (1980).
Билл Симмонс поставил его в своей
"пирамиде" на 34-е место – достаточно высокое, но выше Айсмена оказались
такие люди как Пиппен (24-е, а ведь будучи главной звездой в
"Чикаго"-94 или "Портленде" Скотти успехов не добивался) и
Стоктон (25-е, вот уж чокер из чокеров!), которые к суперзвездам никогда не
относились.
Место за пределами тридцати лучших игроков НБА всех
времен – все-таки не совсем то, которое заслужил Гервин своей игрой. Он один из
самых выдающихся бомбардиров НБА – почти не уступающий в этом аспекте Джордану.
Учитывая, что Майкл в свои самые результативные сезоны проводил по 40 минут в
среднем за матч, а у Гервина на его пике были чемпионаты даже с 33-35 минутами
за игру (!), да и трехочковая линия появилась в НБА, когда Джорджу стукнуло уже
27, их цифры результативности вполне сопоставимы. И процент попаданий с игры у
них схожий.
В целом карьера Гервина сильно напоминает биографию
Джордана до 1991 года. За 6 первых лет в НБА Майкл с "Чикаго" дважды
доходил до финала конференции, а Гервин за 7 лет в лиге – трижды (1979, 1982,
1983). Но если бы Воздушный Джордан
ушел из баскетбола, ничего не выиграв, разве его место в табели о рангах НБА
было бы далеко за пределами топ-20?… Я думаю, что и без титулов Джордана
признали бы одним из самых выдающихся баскетболистов всех времен. А вот Гервина
ставят ниже и Пиппена, и Стоктона… Абсурд!
Почему же такой замечательный парень, почти Джордан,
так ничего и не выиграл? Тот же Билл Симмонс упрекал Гервина за то, что он
терялся в последние минуты решающих матчей года, но это не совсем верно. Даже в
тех играх, которые сохранились в записи, можно найти пару матчей, которые
Гервин выигрывал за счет удачных действий в последние секунды. К примеру, в 4-й
игре полуфинала конференции с "Филадельфией" в 1979 году Гервин
забросил 2 важнейших броска в самой концовке и "шпоры" повели в серии
3:1 (в итоге они выиграли ее в семи встречах). Вероятно, он не был таким же
неудержимым убийцей в концовках, какими были Коби Брайант или Реджи Миллер, но
таких игроков вообще не очень много. Дело не в этом. Тот же Джордан тоже не
всегда был смертельным оружием "быков" в плей-офф: "плохие
парни" из Детройта успешно останавливали его три года подряд. Дело в том,
что Джордан стал выигрывать титулы только тогда, когда "Чикаго" стало
сильнейшей командой лиги! Не Майкл выигрывал чемпионаты, а "Буллз"!
В отличие от
Джордана, у Гервина никогда не было команды, которая была претендентом на титул
– именно в этом кроется причина отсутствия у него перстня. В 1978 и 1979 годах,
когда в лиге не было явного фаворита, "шпоры" входили в число 4-5
клубов, которые могли выиграть чемпионат, если бы им сопутствовала удача. Но не
срослось: два года подряд "шпоры" уступали "Вашингтону". Но
упрекнуть в этом Гервина нельзя: в 1978 году в серии со столичным клубом он
набирал 33 очка в среднем за матч! В следующем плей-офф – 31 балл за игру, а в
решающей седьмой встрече с "Буллетс" на его счету оказалось 42 очка
(34 – во второй половине)!
Но главное, что дал баскетболу Джордж Гервин – это
не бомбардирские достижения. В НБА было много снайперов и до него и после.
Гервин привнес в баскетбол элегантность. Сам по себе он выглядел довольно
нелепо: явный недостаток веса делал из него весьма комичную фигуру, мало
напоминающую атлета-баскетболиста. Но когда Гервин взлетал в направлении
кольца, все менялось. Он редко летел, чтобы сделать смачный данк. У летящего
Джорджа было два основных приема для завершения атаки: фингер-ролл и лэй-ап.
Оба броска в его исполнении были чертовски элегантны: и когда мячик срывался с
кончиков пальцев, после чего опускался сверху прямо в кольцо (на фото вверху), и когда он мягко
ударялся об щит при лэй-апе. В этом аспекте с Гервином можно сравнить лишь
Джулиуса Ирвинга, который мог совершать немыслимые пируэты у кольца, поражая
зрителей своими неподражаемыми полетами.
Эти два игрока были самыми элегантными
баскетболистами не просто на рубеже старой и новых эпох. С тех давних пор
баскетбол стал мощнее и жестче, и в НБА появилось множество высоко летающих
данкеров, но таких баскетбольных эстетов, как Гервин и Ирвинг я больше не
видел.
И это еще больше заставляет жалеть о том, что записей игр Гервина
катастрофически мало! Джулиусу Ирвингу в этом отношении повезло гораздо больше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий