понедельник, 11 октября 2021 г.

Башни-близнецы

 


Термин «башни-близнецы» («twin towers») не мог появиться в Национальной баскетбольной ассоциации во времена Чемберлена и Расселла – и не только потому, что тогда высоких парней в лиге было немного. Главная причина в том, что настоящие башни-близнецы – два небоскреба на Манхэттене в Нью-Йорке по 110 этажей каждый официально вступили в строй лишь в 1973 году. Эти здания простояли недолго, но успели стать одним из основных символов Нью-Йорка. Статуя свободы, Эмпайр-Стейт-Билдинг и башни-близнецы – вот та нью-йоркская троица, которая ассоциировалась у населения Земли не только с городом Нью-Йорком, но и с Америкой в целом. Во многом это произошло благодаря кинематографу, поскольку почти каждый фильм, в котором действие перемещалось в современные США, начинался со Статуи Свободы и картинки Манхэттена, доминантой которого были две башни.

 

В НБА впервые термин «башни-близнецы» стали активно применять к дуэту центровых «Хьюстона» Хаким Оладжьювон – Ральф Сэмпсон, который просуществовал совсем недолго (1984-1987). 

Есть даже совместное фото Хакима и Ральфа, стоящих как два небоскреба рядом с настоящими небоскребами. Формально Сэмпсон считался форвардом, но, по сути, играл такого же центра, как и Хаким. Понятно, что это название прилипло к этим парням не только за их рост, но и потому, что они оба определяли облик команды, будучи звездами не просто «Рокетс», но и НБА. Кстати, «близнецами» Хаким и Ральф отнюдь не были – Сэмпсон был повыше сантиметров на десять. Официальный рост этих баскетболистов приблизительно 213 и 224 см, но их точного роста в сантиметрах мы не знаем, поскольку измеряют игроков НБА в дюймах, которые точно перевести в сантиметры невозможно. Да и не всегда измерения роста баскетболистов действительно заслуживают доверия.

Вторым дуэтом в истории НБА, к которому приклеился термин «башни-близнецы», стал «твикс» из Сан-Антонио: Дэвид Робинсон (216 см) - Тим Данкан (213). Эти башни играли вместе тоже недолго: вскоре после теракта, обрушившего настоящие башни-близнецы Всемирного торгового центра, «башня» Дэвида Робинсона покосилась и потрескалась, поэтому ее списали в утиль в межсезонье-2003, наградив напоследок чемпионским перстнем. 

Совсем недавно про «башни-близнецы» вспоминали применительно к дуэту Энтони Дэвис (208 см) и Демаркус Казинс (208), которые провели вместе несколько месяцев в «Нью-Орлеане» (2017-2018). Но в целом этот термин не очень в ходу не только в последнее время, но и в 80-е-90-е годы он использовался редко.

В своей заметке я вкратце пробегусь по кандидатурам баскетбольных дуэтов за последние 40 лет, которые теоретически вполне могли бы быть «башнями-близнецами», но по различным причинам эти игроки так и не закрепились в общественном сознании в этом статусе.

Для начала следует определиться с ростом игроков. Чтобы считаться полноценной «башней», надо иметь рост около 210 см. 2 башни – это все-таки два полноценных центра, а с 80-х годов в этой роли фигурируют парни, рост которых 208 см и более (баскетболисты ростом 206 см и ниже больше тянут на форвардов). 

В «Бостон Селтикс» в 80-е годы было 2 высоких звездных парня, которые вместе выходили на площадку в основе: Роберт Пэриш (216) и Кевин Макхейл (208). В сезоне 1985/86 к ним присоединился Билл Уолтон (211), но он играл, выходя со скамейки. Пэриш и Макхейл вполне подходят под определение башен-близнецов – даже больше, чем Оладжьювон и Сэмпсон, поскольку они чаще на пару торчали вблизи кольца, оба были звездами не только клуба, но и лиги, провели вместе более десятка лет, но «Бостон» так и не стал командой башней-близнецов по очевидной причине: лидером той команды был Ларри Берд. Башни-близнецы должны возвышаться над окружающим ландшафтом, а рядом с Бердом это было невозможно. В отношении той команды больше прижился термин «большое трио» (Big 3), которым обозначали Берда, Пэриша и Макхейла. 

В чемпионском «Детройте» образца 1989-1990 годов на паркете постоянно присутствовали 2 «больших» парня: сначала в основе играл тандем Билл Лэймбир (211) – Рик Махорн (208), а с сезона 1989/90 покинувшего команду Махорна заменил центр Джеймс Эдвардс (213). Если Махорн был игроком оборонительного плана, то Лэймбир и Эдвардс были важными атакующими опциями, но никому в голову не приходило двух центров «Пистонс» назвать «twin towers». Главными звездами той команды были защитники (Томас, Думарс), а в целом та команда позиционировала себя как «bad boys». Публика к ним так и относилась – как к банде.

В «Никс» в сезоне 1986/87 несколько десятков игр вместе на паркет выходили Патрик Юинг (213) и Билл Картрайт (216). Оба были главными действующими лицами «башмачников» (наряду с Джеральдом Уилкинсом) и они вполне тянут на местечковый вариант башен-близнецов (учитывая их дислокацию в Нью-Йорке). Но дуэт центровых недолго играл вместе: в следующем сезоне Картрайт стал выходить со скамейки, а затем его обменяли в «Чикаго». Да и не был Картрайт настоящей звездой, в отличие от Юинга.

 

То же самое касается пары «больших» из «Хьюстона», которая образовалась после обмена Ральфа Сэмпсона в «Голден Стейт». В межсезонье-1988 в команду пришел мощный форвард Отис Торп (206), который много лет составлял компанию Оладжьювону в борьбе под кольцом. Торп затерялся в истории НБА, но это был видный парень, который своей атлетичной фигурой сильно смахивал на Дэвида Робинсона. Многие центры словно стесняются своего роста и несколько сутулятся, опуская низко голову. Торп всегда ходил и бегал по площадке с высоко поднятой головой, словно вместо позвоночника у него был столб. За счет этого он выглядел со стороны не ниже Оладжьювона (213), который передвигался по площадке почти в полуприседе. Торп несколько лет был второй звездой «Рокетс» и по всем формальным признакам дуэт Хакима и Отиса можно причислить к «twin towers», но публика так не считала. «Хьюстон» на рубеже 80-х – 90-х называли командой одного Хакима.

Великий и ужасный Шакил ОНил (216) на протяжении своей долгой карьеры играл с весьма высокими парнями (Х.Грантом (208), Э.Кэмпбеллом (211), А.Моурнингом (208), К.Гарнеттом (211), но Шак никогда не ассоциирировался с «башней», у которой есть близнец. ОНил в свои лучшие годы воспринимался игроком, который имел напарника в лице звездного защитника (Хардуэй, Брайант, Уэйд), а все высокие парни рядом с ними на площадке играли роли оруженосцев дуэта звезд.

В конце «нулевых» в «Лейкерс» пришел испанский центр Пау Газоль (213), который составил компанию центру «озерных» Эндрю Байнуму (213) и мощному форварду Ламару Одому (208). Но «башнями-тройняшками» они не стали. Это была команда Коби Брайанта, а все «большие» находились в его тени. То же самое случилось, когда к Пау в «Лейкерс» в 2012 году присоединился Дуайт Ховард (после новейших замеров он стал 208 см, а раньше был несколько повыше).

В отличие от Пау, его младшему брату Марку Газолю (211) удалось составить в «Мемфисе» дуэт с мощным нападающим Заком Рэндольфом (206), который вполне подходит под определение «башни-близнецы». Правда, официальный рост Рэндольфа не очень впечатляет, но зато эти «большие» на определенном этапе (в первой половине «десятых»») воспринимались публикой как два лидера – «медведя», которые тянут на себе команду, несмотря на наличие в составе Майка Конли (а ранее и Руди Гэя). Зак и Марк стали настоящими символами клуба, действительно напоминая мишек разных видов – один был гризли, а другой белый медведь… По названным причинам лично я воспринимал этот тандем в качестве башен-близнецов, но в общественном мнении Газоль и Рэндольф так и не присоединились к парам Оладжьювон-Сэмпсон и Робинсон-Данкан.

Сегодня в одной команде играют перехваленный статистический греческий монстр Яннис (211 см) и переродившийся в снайпера-дальнобойщика Брук Лопес (213), но Лопес всего лишь ролевик, и в «близнецы» Янниса он не годится.

На самом деле в современной НБА башни-близнецы имеются, но их пока никто не воспринимает в этом качестве, поскольку Леброн Джеймс (206 см) большую часть своей карьеры провел в роли легкого форварда (в сезоне 2019/20 он был и вовсе разыгрывающим!), а Энтони Дэвис (208) считается мощным нападающим, но не классическим центром.

В данном случае надо учитывать, что времена сильно изменились. В условиях, когда настоящие башни-близнецы рухнули, а бигмены в НБА превратились в пятое колесо в телеге трехочкового баскетбола, две звезды «Лейкерс» вполне подходят на роли башен-близнецов. Дэвис и Джеймс - лидеры своего клуба, они в топ-5 игроков НБА, и они реально высокие парни по меркам современного баскетбола, поэтому все признаки башен-близнецов у этого дуэта есть.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий