пятница, 12 ноября 2021 г.

Обманщик Патрик Юинг

 

Доминирующие центровые сегодня - люди редкой профессии, но если внимательно осмотреть исторический ландшафт НБА, то станет очевидно, что и раньше высококлассных центров было не так много. Даже в 80-е годы, когда почти в каждой команде НБА был как минимум один добротный пятый номер, а то и целых два. Вполне естественно, что любой приход в лигу перспективного новичка этого амплуа всегда вызывал нешуточный ажиотаж, а очевидные кандидаты на роль игрока-франчайза уходили с драфта только под первыми номерами.

 

Даже в момент прихода в НБА Майкла Джордана под № 1 был выбран Хаким (тогда Аким) Оладжьювон, а под № 2 – Сэм Боуи, по поводу перспектив которого в НБА были большие сомнения. Но он был центровым, а потому менеджмент "Портленда" закрыл глаза на его проблемы со здоровьем, постарался забыть про "коротышку" Майкла и смело сделал шаг в пропасть…

В 80-е лига вошла с тремя центрами, которые все десятилетие оставались одними из главных героев НБА: Каримом Абдул-Джаббаром, Мозесом Мэлоуном и Робертом Пэришем. За десятилетие в лигу пришли 6 центров, которые подавали немалые надежды (все они были выбраны под первым номером): Джо Бэрри Кэролл (1980), Ральф Сэмпсон (1983), Хаким Оладжьювон (1984), Патрик Юинг (1985), Брэд Догерти (1986), Дэвид Робинсон (1987). В 1989-м первым на драфте ушел и Первис Эллисон, но его выбор напоминает казус Сэма Боуи.

Кэррола сгубила расслабленность (как у нас говорят - пофигизм), Сэмпсона подвели ноги, а Догерти - спина. Из всех будущих центровых - франчайзов большими звездами стали лишь трое: Оладжьювон, Юинг и Робинсон, которые оставались на плаву почти все 90-е. Каждый из них на определенном этапе своей карьеры воспринимался как человек, который может привести свою команду к титулу, но эта миссия оказалась по плечу лишь Хакиму. Дэвид чуть подправил свою биографию франчайза-неудачника, когда к нему присоединился Тим Данкан, а Патрик Юинг так и остался в истории откровенным лузером. Но виноват ли в таком восприятии его фигуры сам Патрик?… 

Я думаю - да. Но дело здесь не в том, что в решающий момент своей карьеры, в финале-1994, он в одни ворота уступил своему визави Оладжьювону, а «Никс» проиграли серию «Хьюстону», хотя вожделенные кольца были на расстоянии трехочкового броска. Патрик виновен в том, что внушил болельщикам «Никс» ложные надежды, а затем безжалостно разбил их мечты.

Билл Симмонс считает, что Юинг не был создан для роли главной звезды команды НБА: «мы будем помнить Юинга в том же ключе, в котором мы вспоминаем его партнеров по «Dream Team» Дрекслера, Робинсона и Мэлоуна – игрок, созданный для роли второго лучшего исполнителя в команде, замаскированный под «франчайза». И хотя фанаты «Никс» не хотели признавать этот факт в то время, сейчас-то они это прекрасно понимают».

Я просмотрел множество игр Юинга, видел его на разных этапах карьеры, и поначалу был склонен согласиться с Симмонсом в оценке Патрика. Но позднее передумал. Юинг – единственный игрок в НБА, статью о котором я переписывал несколько раз, поскольку моя оценка этого игрока неоднократно менялась. В целом Симмонс, конечно, прав, но есть некоторая неточность в его вердикте относительно ямайского гиганта. Дело в том, что не было одного Патрика Юинга. Мир баскетбола видел как минимум трех Юингов, поэтому и с общей оценкой этого баскетболиста возникают проблемы. 

Посмотрим на начало карьеры Патрика в НБА – на «первого Юинга». Надо отметить, что ажиотаж по поводу его нескладной фигуры начался еще до перехода Патрика в профессионалы. Перед драфтом-1985 не было сомнения, кто уйдет под первым номером: Юинг в качестве лидера команды Джорджтауна выиграл национальный чемпионат в 1984-м и играл в финале студенческого чемпионата в год драфта.

Но дебют Юинга в НБА не стал триумфальным. Хотя Патрик получил приз лучшему новичку, в своем первом сезоне (1985/86) он пропустил целых 32 игры: почти не выходил на площадку в феврале, а в марте выбыл до конца сезона. Похожая история произошла и на следующий год: Юинг опять сломался в марте и пропустил концовку «регулярки». Для молодого игрока он показывал неплохую статистику, но не выдающуюся. В своем третьем сезоне его время на площадке ограничили до 31 минуты – в результате Патрик отыграл все матчи, но 20 очков и 8 подборов за игру – это не тот результат, который ждешь от настоящей звезды.

Любопытно, но в чемпионате 1987/88 в команде могла появиться весьма перспективная пара Юинг – Бернард Кинг. Дело в том, что прямо перед приходом Патрика в лигу "Нью-Йорк" потерял из-за тяжелой травмы свою суперзвезду – Кинга. Бернард вернулся в строй весной 1987 года, но в межсезонье "Никс" не стали продлевать контракт с ним, сомневаясь в перспективах 30-летнего игрока, который пропустил почти 2 года из-за разрыва связок колена. Кинг отправился в "Вашингтон", где скоро стал напоминать того неудержимого форварда, который произвел фурор в НБА в середине 80-х, а Юинг продолжил тянуть "Никс" к вершине в одиночку.

После подобного начала карьеры будущее Юинга было в тумане. «Первый Юинг» явно не оправдывал надежд, которые возлагались на первого номера драфта: на настоящую звезду он явно не тянул. В сезонах 1987/88 и 1988/89 Патрика даже не признали лучшим "башмачником" – это неофициальное звание, которое присуждалось игрокам «Нью-Йорка», получали его одноклубники: младший брат Доминика - Джеральд Уилкинс и Марк Джексон. Не секрет, что оба этих парня были птицами не самого высокого полета. После трех сезонов Юинга в НБА было непохоже, что этот парень способен привести «Никс» к титулу. И дело не только в статистике. Его сильно перемотанные колени создавали впечатление, что долго этот парень на своих длинных ногах не пробегает (в двух первых сезонах так и было). 

Внезапно все изменилось в чемпионате 1989/90, когда центровой «Никс» добился впечатляющего прогресса: он стал 3-м бомбардиром "регулярки": 28,8 очка (+ 11 подборов) за матч. Удачная игра в регулярном чемпионате продолжилась и в плей-офф. В первом раунде "Никс" проиграли две встречи "Бостону", но затем одержали три победы подряд и прошли в полуфинал конференции. На счету Патрика в последних матчах 33, 44 и 31 очко! В следующем раунде «башмачники» нарвались на чемпионов из Детройта и уступили "плохим парням" в 5 играх, но Юинг вновь сыграл удачно против лучшей защиты в лиге: 27 очков в среднем, 44 балла в третьем поединке и 30 в четвертом. После такой игры можно было сделать вывод, что этот парень способен на многое! Если собрать вокруг него приличных игроков, титул должен вернуться в Нью-Йорк!

Нельзя не учитывать тот факт, что Патрик играл в одном из главных городов США (да и мира в целом), поэтому был постоянно в фокусе внимания национальных СМИ, которые раздували его любой успех как грандиозное событие в мире спорта. К тому же на рубеже 80-х и 90-х несколько лет Юинг был самым высокооплачиваемым баскетболистом НБА: в сезоне 1990/91 его зарплата составляла $4,250,000. В таких условиях фигура Юинга казалась даже больше, чем была в действительности. Поэтому не нужно удивляться, что перед сезоном 1990/91 Юинг воспринимался в НБА как игрок, который ничем не уступает другим молодым звездам – Баркли и Карлу Мэлоуну и не сильно отстает от Джордана и Мэджика.

Следующие 2 сезона заставили в этом сильно усомниться. Хотя «регулярку» 1990/91 Юинг провел почти на том же уровне, что и предыдущую, но в постсезоне "Никс" без вариантов уступили будущему чемпиону "Чикаго" в трех играх, а Патрик ничем не напоминал звезду НБА.

В межсезонье-1991 главным тренером "Нью-Йорка" стал Пэт Райли, которому за один сезон удалось создать боеспособный коллектив, который отыграл на высоком уровне четыре года (1992-1995). Но улучшение результатов было достигнуто больше за счет выдающейся тренерской работы, а не усиления состава. Подход Райли к игре базировался на принципе: порядок бьет класс. Причем, практически в буквальном смысле. «Порядок» олицетворяли брутальные здоровяки (Юинг, Чарльз Оукли, Чарльз Смит, Энтони Мэйсон), которые не только играли в баскетбол, но и старались физически подавить соперника. С их помощью Райли создал отличную оборону, но с атакой в этой команде были проблемы. Поддерживать Юинга в нападении должен был Джон Старкс, но он был слишком нестабильным снайпером для команды, которая ставит перед собой цель взять титул. 

Главный соперник "Нью-Йорка" в те годы – чикагские "быки" были не только более звездной командой, но и организованной не хуже "башмачников". В постсезоне-1992 "Нью-Йорк" сумел навязать борьбу чикагцам в полуфинале конференции и довел серию до седьмой игры, но не более того. Победил сильнейший.

Юинг в плей-офф-1992 сыграл достаточно удачно, но отнюдь не так впечатляюще, как в 1990 году. Он провел несколько хороших матчей, но в целом не выглядел тем человеком, который может дотащить свою не самую сильную команду до титула. Настоящий франчайз в постсезоне играет как минимум не хуже, чем в «регулярке», а такие парни как Джордан, Оладжьювон или Данкан - чаще всего, в решающих матчах выглядели сильнее, чем в регулярном сезоне. Патрик, напротив, второй год подряд провел плей-офф на сниженных оборотах. Того Юинга, который играл в лиге в сезонах 1990/91-1991/92, можно условно назвать «третьим Юингом» - полноценной звездой, но и только. До статуса суперзвезды он явно не дотягивал.

Если бы центровой «Никс» продолжил в том же духе, то болельщики клуба перестали бы вспоминать его перформанс в плей-офф образца 1990 года и надеяться на то, что можно победить в чемпионате всего с одним звездным игроком в составе: не выигрывали 20 лет, то не стоит и повторять.

Но тут случился сезон 1992/93 и к жизни вернулся «второй Юинг» – тот, которого болельщики видели три года назад. Эта разновидность обещала исключительно радужные перспективы фанатам «Никс». Регулярный сезон Патрик провел на своем привычном высоком уровне, а в постсезоне-1993 он был хорош в первом раунде против «Индианы», вел команду за собой в полуфинале против «Шарлотт», переиграв Зо Моурнинга, и выглядел как настоящая суперзвезда в драматичном финале Востока против «Чикаго». 

В этом плей-офф "Никс" впервые при Юинге вышли в финал конференции, и в начале серии сильно напугали фанатов "Чикаго", обыграв клуб Джордана в двух первых играх в Нью-Йорке. Назревала огромная сенсация, но сначала «быки» уверенно взяли две домашние встречи, а потом в тяжелейшей борьбе вырвали победу в решающем пятом поединке в «Мэдисон Сквер Гарден», который сейчас называют «игрой Чарльза Смита», поскольку в последние секунды чикагцы заблокировали броски Смита 4 раза подряд! После этой победы «быки» выиграли четвертый матч подряд и вышли в финал. «Башмачники» вылетели, но Патрика в поражении упрекнуть невозможно. Юинг в решающих поединках серии был не просто хорош - он ни в чем не уступал Джордану в двух последних поединках!

Разумеется, что когда перед сезоном 1993/94 Майкл ушел из баскетбола, нью-йоркские фаны имели все основания надеяться, что «Никс» Юинга повторят успех 1973 года. У них была одна из сильнейших команд ассоциации и лидер, который вышел на свой пик. В отсутствие Джордана этого должно было хватить для завоевания титула.

Поначалу так и казалось. «Никс» выиграли Восточную конференцию (57-25), уверенно прошли первый раунд (Юинг был в порядке), и вышли в полуфинале на «Чикаго» без Джордана. Теперь это был клуб Скотти Пиппена, который ко всеобщему удивлению в «регулярке» выступил немногим хуже, чем в сезоне 1992/93 с Джорданом. Более того, в серии с «Никс» при счете 2:2 чикагцы в 5 игре в «Мэдисон Сквер Гардене» за 7 секунд до конца вели одно очко! Хозяева в этой тяжелейшей ситуации смогли отыграться только благодаря сомнительному фолу Пиппена.

В пятой игре с «Буллз» Юинг выглядел не очень здорово, да и решающую седьмую встречу на домашней площадке провел без блеска. Это могло показаться случайностью тогда, но на самом деле стало первым признаком большой нью-йорской проблемы: Юинг образца 1994 года был уже не тот, что в прошлом году. В тех играх, когда «Никс» должны были обязательно побеждать, Патрик уходил в тень. В отсутствие надежного скорера в составе «Нью-Йорка», это стало настоящей проблемой для Пэта Райли.

Финал Востока против «Индианы» Юинг начал как суперстар и «башмачники» повели в серии 2:0, но затем, в Индианополисе, он выдал фантастическую для звезды его уровня игру: 1 очко и 4 подбора в третьей встрече! «Никс» стали разваливаться и после знаменитой 5-й игры в Нью-Йорке, в которой Реджи Киллер положил 39 очков и угрожал Спайку Ли удушением (этот эпизод затмил сам матч), «Индиана» сенсационно повела в серии 3:2. В этой ситуации «Никс» смогли спастись, победив в гостях в шестой встрече, но Юинг выглядел в этой игре бледно (17 очков + 10 подборов), а команду тащил на себе Джон Старкс. 

Учитывая, как Патрик играл под давлением по пути в финал-1994, не стоит удивляться его выступлению в финальной серии против «Рокетс», когда это давление возросло многократно. Сейчас его игра в финале воспринимается как провал, да и разочарованные болельщики «Никс» вряд ли восприняли его игру иначе, но, по правде говоря, Юинг отнюдь не провалился: 19 очков, 12,4 подбора и 4.3 блока (!) в среднем за игру. Действительно, бросал он по кольцу не очень здорово (36%), но в защите отрабатывал на совесть, хотя и там были унизительные для него эпизоды, когда над ним глумился Отис Торп. Правильнее сказать, оценивая игру Юинга в финале, что Патрик в финальной серии ушел в тень, а клуб в самый важный момент потерял лидера.

Самое обидное для нью-йоркцев было в том, что даже с таким Юингом они были от титула на расстоянии вытянутой руки. Патрик набрал 16 очков во 2-й игре финала, но «Никс» победили благодаря защитникам Старксу и Дереку Харперу, еще хуже он сыграл в 4-м поединке (те же 16 баллов с ужасными 8 попаданиями из 28 бросков с игры), но «Нью-Йорк» сравнял счет в серии – и снова за счет результативной игры Старкса и Харпера. В пятой встрече статистика у Патрика весьма приличная (25 очков, 12 подборов, 8 блоков!), но в решающие моменты его не было видно, а победу «башмачникам» обеспечили те же игроки задней линии. «Нью-Йорк» в финале показал, что они могут выигрывать без подвигов от Юинга. В шестой игре Старкс набрал 27 очков, положив пять «трех» в корзину «Хьюстона» и чуть-чуть не дотащил свой клуб до перстней: «Никс» уступили всего 2 очка. Если бы Патрик поддержал Старкса, но… Юинг так и не вышел из прострации. Как заведенный он бросал дальние двухочковые и промахивался.

На фоне невзрачной игры звезды «Нью-Йорка» в атаке, Оладжьювон отыграл финал на высоком уровне - как и весь сезон в целом. На таком фоне выступление Патрика стало выглядеть еще хуже, чем оно было в реальности. И никому не было дела до того, что Оладжьювон в тот период играл блестяще, переживая вторую молодость, а Юинг был не в состоянии помешать ему показать себя во всей красе. Патрик не всегда мог отзащищаться и от Рика Смитса, чего уж говорить про праймового Оладжьювона! С таким Хакимом даже Шак и Робинсон в те годы не могли ничего поделать, поэтому не стоит винить Юинга в том, что он дал развернуться Хакиму (кстати, оборонялся против него не только Патрик, но и остальные здоровяки «Никс»).

Звезды НБА не так уж редко неудачно играли в решающих сериях года и до Юинга, и после него: Элвин Хейз (1975), Джордж Макгиннис (1977), Ральф Сэмпсон (1986), Гэри Пэйтон (1996), Леброн Джеймс (2007, 2011). Но на Патрике этот провал сказался сильнее всего. Тот же Леброн позднее смог реабилитироваться в своих многочисленных финалах, да и Хейз взял титул со второй попытки (1978), а у Патрика финал-1994 оказался первым и единственным.

Интересно представить, что случилось бы, если Джонс Старкс в шестом матче финала-1994, где он устроил снайперский бенефис, забросил на один трехочковый больше или сам Юинг промазал не 14 бросков из 20, а 12? Изменило бы это событие отношение публики к Патрику? Разумеется! Несмотря на победу в личной дуэли, Хакима стали бы считать лузером, а Юинга нью-йорские фанаты принялись бы носить на руках, забыв, что лично он в финале не показал ничего выдающегося, а победа была достигнута командными усилиями.

Следующий год не исправил рухнувшую в пропасть репутацию Юинга, а лишь закрепил за ним ярлык неудачника. В полуфинале конференции «башмачники» вновь нарвались на «Индиану» и на этот раз уступили в равной борьбе. 32-летний Патрик провел эту серию немногим лучше финала-1994, хотя и воспрянул к концу этого противостояния. Но это не помогло, и крайне символично, что именно Юинг промазал последний бросок «Никс» в этом полуфинале, которым он мог сравнять счет. Этим он словно подвел черту под виртуальным спором: может ли Патрик привести «Никс» к титулу или нет. 

 

Дальнейшая история Юинга уже не очень интересна. Клуб вступил в перестройку и собрав под своими знаменами Аллана Хьюстона и Ларри Джонсона, вполне мог побороться за перстни в 1997-м. Патрик к тому времени был уже немолод, но играл в плей-офф неплохо, а состав «башмачников» позволял ставить перед собой самые высокие цели. Но в полуфинале с Майами» в 5 игре состоялась знаменитая драка, в результате которой «Никс» заканчивали серию не в полном составе. Подлые флоридцы сумели отыграться со счета 1:3 и пролезли в следующий раунд, где бесславно уступили «быкам».

После этой несправедливости на Патрика навалились травмы, что в итоге привело к появлению забавной, но обидной для центрового «теории Юинга» (разумеется, авторства хохмача Билла Симмонса). Суть теории в том, что если главная звезда добротной команды (такая как Юинг) не играет, то команда без этого игрока начинает выступать лучше, чем с ним. Патрик не доиграл из-за травмы финал Востока в 1999 году, и «Никс» спокойно вышли в главный финал, обыграв «иноходцев». В следующем году Юинг вернулся в состав в ходе финальной серии конференции – в результате «Нью-Йорк» уступил в серии той же «Индиане». Этот ненаучный вывод Симмонса действительно имел под собой некоторые основания: тогдашний Патрик уже не усиливал свою команду, а больше мешал ей.

Подведу итог. Патрик Юинг все-таки был настоящим франчайзом, но так недолго, что этого никто бы и не заметил, не играй он в «Никс». Два сезона из своих 17 он действительно играл как суперзвезда – как Джордан, Берд, Оладжьювон или праймовый Бернард Кинг. Неясно, по какой причине, но он не смог демонстрировать этот уровень игры более-менее длительное время, но что случилось, что случилось. В результате Юинг приобрел репутацию одного из главных звездных неудачников в НБА за всю историю.

В целом у Юинга получилась хорошая, но не выдающаяся карьера. Он вполне мог выиграть титул, но не повезло. Вправе ли мы осуждать его за то, что он не смог прыгнуть выше головы, когда это было нужно? Мы, которые не в состоянии прийти на избирательные участки и проголосовать против наших сказочных чудил?…

Лично я не рискну бросить в него камень. Ведь я никогда не болел за «Никс» и Патрика Юинга – и даже рад, что «Нью-Йорк» уступил «Хьюстону» в 1994 году. Хакиму этот титул был нужнее. И он сделал больше, чтобы получить его.


Комментариев нет:

Отправить комментарий