четверг, 1 июня 2023 г.

Игрок по прозвищу Мечта (О Хакиме Оладжьювоне)

 

Нигериец Хаким Оладжьювон в истории НБА занимает почетное место, но отнюдь не то, которое он заслужил своей игрой. Леброна или Коби не раз сравнивали с Майклом Джорданом, превращенного пиар-машиной НБА в величайшего баскетболиста всех времен, но Хаким в подобном виртуальном соревновании участия не принимает. Более того, он не является конкурентом и тем легендарным центровым, которые блистали до него – спаянной тройке из Чемберлена, Расселла и Абдул-Джаббара. Ни один центр, пришедший в лигу после Карима, не может обойти этих трех ребят на виртуальной лестнице, ведущей на баскетбольный Олимп, словно они одно существо наподобие Змея Горыныча.

 

Подобная ситуация объясняется просто: оценка игроков баскетбольной общественностью основана не только на уровне игры, которую демонстрирует баскетболист. При сравнении звезд обязательно учитываются достижения их команд: если "Бостон Селтикс" Расселла завоевал при нем 11 титулов, то каким бы ты не был выдающимся центровым, тебя не поставят рядом с ним, если твой клуб выиграл 2-3 чемпионата. Важную роль играет и пиар-шумиха вокруг того или иного игрока. Все 60-е пресса возвеличивала Чемберлена и Расселла, а в 90-е – Джордана, что естественно мешает болельщикам и специалистам адекватно оценивать реальный уровень этих баскетболистов.

Если же отбросить пиар-шелуху и перестать валить на чашу весов командные трофеи, то для человека, хорошо знакомого с НБА и карьерой Оладжьювона, не секрет, что Хаким сделан из той же породы, что Уилт, Карим, Мэджик, Берд, Джордан, Шак, Брайант, Данкан… Его лучший период не был таким продолжительным как у Карима или Джордана, но на своем пике Хаким доказал всем, что он игрок того же высочайшего уровня, что и праймовые Абдул-Джаббар, Джордан или Берд. Другое дело, что многие болельщики предпочли этого не заметить, поскольку триумфальные сезоны Оладжьювона в общественном мнении связаны с «академическим отпуском» Джордана.

Когда сам Майкл завоевывал титулы после схода с исторический сцены «Бостона» середины 90-х, во время перестройки «Лейкерс», которая из-за ухода Мэджика так и не завершилась, и быстрого старения «Детройта», это особенно никого не волновало, а вот перстни Хакима воспринимаются как неполноценные, ведь в сезоне 1993/94 не играл сам Майкл, а в следующем году он не успел набрать форму к плей-офф. И виноват в этом, естественно, Оладжьювон.

Для тех, кого терзают смутные сомнения, был ли Хаким действительно так хорош, чтобы причислить его к небожителям НБА, я попытаюсь обосновать это утверждение с фактами в руках. И правильнее всего это сделать, сравнив игру и карьеру Оладжьювона с Майклом Джорданом, который уже три десятка лет навязывается нам в качестве баскетбольного эталона.

Это тем более уместно, что Хаким и Майкл пришли в НБА одновременно: Оладжьювон (которого тогда знали под именем Аким) был выбран на драфте-1984 под первым номером, а Джордан под № 3. В связи с этим, не могу не отметить, что ни разу не встречал высказываний, что на драфте менеджмент «Хьюстона» ошибся, выбрав Оладжьювона (за выбор на том драфте ругали только «Портленд», который предпочел Джордану бедолагу Сэма Боуи). Ошибки не было. Выбор себя оправдал, и практически сразу.

Всего два года понадобилось Хакиму, чтобы заявить о себе как наиболее вероятном кандидате на роль короля лиги из представителей молодого поколения. Он присоединился в «Рокетс» к самому сенсационному новичку начала 80-х Ральфу Сэмпсону, но быстро стал лидером клуба – как и Джордан в «Чикаго». По итогам выбора самого ценного игрока сезона-1986 Хаким оказался на 4-м месте (Майкл пропустил больше половины сезона из-за травмы и в борьбе за приз MVP не участвовал), но истинный триумф ждал Оладжьювона в плей-офф: в финале Запада «Хьюстон» сокрушил чемпионов из Лос-Анджелеса в 5 играх. 

Пока Джордан набивал личную статистику в первом раунде против «Бостона» («быки» пролетели 0:3, но о «подвигах» Майкла шумят до сих пор), Оладжьювон вел свой клуб к титулу. В полуфинале конференции с «Денвером» на его счету оказалось 29 очков, 12,5 подбора, 3,5 блока за игру, в финале Запада в серии с «Лейкерс» – 31 очко + 11 подборов + 4 блока! Проигранный финал Хаким отыграл чуть слабее, чем предыдущие стадии (его оппонентами были Пэриш и Уолтон), но в целом 23-летний игрок провел блистательный плей-офф, закрепившись в статусе одного из лучших баскетболистов планеты.

Это было тем более удивительно, что Оладжьювон начал играть в баскетбол очень поздно – в старших классах школы, а до этого занимался футболом. Вероятно, именно навыки футболиста в совокупности с незаурядными природными данными привели к появлению атлета ростом 213 см, который был не менее подвижным, чем двухметровые игроки. 

 

Его «танцы с мячом» при игре спиной у кольца – явление уникальное для баскетбольных гигантов. Большим набором обманных движений обладал и Кевин Макхейл, который мог обыграть почти любого опекуна метрах в 2-3 от щита, но Кевин был чуть пониже и чаще играл лицом к кольцу. Если обмануть соперника у Хакима не получалось, он всегда мог отпрыгнуть от него (иногда отлетая не только назад, но и в сторону), чтобы совершить бросок в полете. Единственным недостатком молодого Хакима в нападении был невысокий процент реализации штрафных (65), но через несколько лет Оладжьювон решил эту проблему. 

Казалось, что «Хьюстон» с молодыми «башнями-близнецами» Хакимом и Ральфом (их так назвали по аналогии с небоскребами в Нью-Йорке) в ближайшие несколько лет будет доминировать в лиге, но все полетело под откос уже в следующем сезоне. Сэмпсон травмировался и стал разваливаться на части, несколько игроков «ракет» попали под дисквалификацию из-за употребления кокаина, и самый перспективный молодой центр лиги внезапно оказался в составе команды-середняка, не претендующего на титул.

С сезона 1987/88 Хаким несколько лет тащил «ракет» на себе, набирая в «регулярках» по 23-24 очка и 12-14 подборов. «Хьюстон» каждый год выходил в плей-офф, но вылетал в первом же раунде. Уровня игры Оладжьювона хватало на то, чтобы в конце 80-х быть лучшим центром в НБА, но не суперзвездой. Сначала Мэджик, Берд и Джордан оспаривали корону, затем вместо Берда в эту компанию ворвался Чарльз Баркли, а Хаким обретался во втором эшелоне звезд.

Дальше дела пошли еще хуже. Прогресса в игре Оладжьювона не просматривалось, и в сезоне 1989/90 неофициальное звание лучшего центра лиги перешло к Патрику Юингу. В следующем чемпионате Хаким получил локтем в голову от Билла Картрайта и заработал перелом глазницы, что сильно сказалось на его продуктивности. До травмы в 29 играх этого сезона он имел свои обычные 24 очка и 14 подборов за игру, а в 27 играх после возвращения на площадку всего 18 очков и 13 подборов в среднем. Подобные изменения были вызваны не столько последствиями травмы, сколько переменами в командном нападении, которые произошли во время «отдыха» Хакима. «Ракеты» научились побеждать без него, и когда Оладжьювон вернулся, его роль в атаке уменьшилась за счет большего вовлечения в игру его партнеров.

В одном из интервью Хаким говорил, что эта ситуация его вполне устраивает, но я ему не верю. Человек он был достаточно амбициозный, и дальнейшие события показали, что ему в «Хьюстоне» стало крайне неуютно. Оладжьювону явно поднадоели его партнеры, с которыми было невозможно бороться за титул, и он не стеснялся публично критиковать их. 

В начале сезона 1991/1992 Оладжьювон угодил больницу из-за загадочных проблем с сердцебиением. Ничего страшного у Хакима не нашли, но Оладжьювон пропустил 7 игр. В том году Оладжьювон провел вторую подряд невыразительную «регулярку», а клуб впервые за долгие годы не попал в плей-офф. Ни в одну из сборных по итогам года Хакима не выбрали (впервые с дебютного сезона), и он выпал из числа актуальных звезд лиги. В концовке сезона Оладжьювон провел несколько матчей на скамейке из-за конфликта с генменджером Стивом Паттерсоном, и с подачи Хакима пошли разговоры о его обмене. Можно смело сказать, что к концу чемпионата 1991/1992 года карьера Оладжьювона в "Хьюстоне" зашла в тупик.

А теперь посмотрим, как шли дела у Джордана в тот период. В конце 80-х индивидуальная карьера Майкла развивалась крайне успешно (он был постоянным претендентом на MVP и получил его в 1988 году), но на успехах команды бомбардирские подвиги Джордана долгое время не отражались. Тем ни менее «быки» неуклонно прогрессировали, вышли в 1991 году в главный финал и завоевали титул. После второго комплекта чемпионских перстней, полученных «Буллз» в следующем году, Джордан стал безальтернативным королем НБА. Так совпало, что взлет Воздушного к вершинам славы совпал с максимально глубоким падением Оладжьювона.

К счастью, для Хакима и баскетбола в целом все изменилось уже в следующем сезоне 1992/93. Недавно появившийся на тренерском «мостике» старый «ракетчик» Руди Томьянович навел порядок в «Хьюстоне» и нашел подход к захандрившему Оладжьювону. В результате «Рокетс» и его главная звезда провели лучшие регулярные чемпионаты в собственной истории: команда добилась 55 побед, а Хаким выдал статистическую линейку из 26 очков, 13 подборов и 4 блоков за игру, став попутно лучшим защитником года и заняв в опросе на MVP второе место за Баркли (опередив Джордана!). И хотя в том сезоне «быкам» удалось сделать три-пит, было очевидно, что в игре «Чикаго» наступил спад, а главная звезда «Буллз» тем временем задумалась об уходе из баскетбола….

Об этом периоде сам Майкл достаточно подробно рассказал в фильме «Последний танец» и его словам о потере мотивации вполне можно доверять. Джордан устал – и физически, и психологически. Пять последних лет он заканчивал сезон в финалах и финалах конференции, а в 1992 году его баскетбольный сезон продлился до августа из-за олимпиады в Барселоне. Вдобавок к этому все последние годы Джордан был самым преследуемым СМИ баскетболистом мира. Когда перед началом чемпионата 1993/94 отца Майкла застрелили молодые бандиты - это стало последней каплей, после чего Джордан объявил об уходе из НБА. 


Следующий сезон без Джордана завершился триумфом Оладжьювона: «Рокетс» вырвали зубами перстни у «Никс», а Хаким стал самым ценным игроком сезона, лучшим защитником и MVP финала. Но все это произошло в отсутствие Майкла, а значит, не считается. Именно так полагают многочисленные члены секты «Свидетелей Джордана» и переубедить их невозможно. Но если рассуждать здраво, то достижение лидера «Хьюстона» ничем не уступает подвигам Майкла в плей-офф, а следующий поход Оладжьювона за титулом в 1995 году – явление беспрецедентное для НБА последних 40 лет.

Сначала пристально всмотримся в путь Хакима за перстнями в 1994 году. В полуфинале Западной конференции «Рокетс» одолел прошлогоднего финалиста – «Санс», где было 2 звезды: Баркли и Кевин Джонсон. Лучшим на площадке в этой серии была единственная звезда «Хьюстона»: 28,7 очка + 13,6 подбора + 4,6 передач + 4 блока за игру. В финале Запада настала очередь «Юты» с Мэлоуном, Стоктоном и Хорнасеком. И вновь Оладжьювон лучший на паркете: 27,8 очка, 10 подборов, 2,6 перехвата и 4,6 блока. В финале Хаким в тяжелейшей семиматчевой дуэли со здоровяками «Нью-Йорка» буквально деклассировал Патрика Юинга: 27 баллов и 9 подборов на счету первого и 19 очков и 12 подборов при ужасном проценте попаданий – у Юинга.

А теперь пробежимся по противостояниям Джордана в плей-офф 1991-1993 гг. В первом чемпионском сезоне «Чикаго» Джордана и Пиппена прошли «Никс» Юинга (39 побед в регулярке), «Филадельфию» Баркли (44), разваливающийся от старости «Детройт» (50 побед, лидер клуба Айзея Томас пропустил 34 игры в чемпионате и 2 матча по ходу плей-офф, ничем не напоминая себя прежнего) и «Лейкерс» Мэджика с травмированными Уорти и Скоттом, которые не доиграли финал до конца.

В 1992 году году «быками» вновь повержены «башмачники» Юинга, «Кливленд» Марка Прайса и Брэда Догерти (за 4 предшествующих года дальше 1 раунда «кавалеристы» не проходили), «Портленд» Клайда Дрекслера. В 1993-м опять пройдены «Кливленд» и «Нью-Йорк», а также «Финикс», где выступали целых 2 звезды – Баркли и Кевин Джонсон, но КейДжи «очень удачно» именно в этом году из-за различных недомоганий проводил свой худший сезон за последнюю пятилетку.

Ни в одной из этих серий «Чикаго» не были аутсайдерами, лишь дважды «быки» не были явными фаворитами (финалы 1991 и 1993 годов). Ни в одной из серий соперники чикагцев не обладали составом, который хотя бы по именам превосходил состав «Буллз», а там, где наблюдалось относительное равенство («Лейкерс»-1991 и «Финикс»-1993), ряд звезд соперников по разным причинам играли ниже своего уровня (Д.Уорти, К.Джонсон).

Напротив, при завоевании «Хьюстоном» первого титула команда Хакима прошла 3-х соперников, которые по громким именам, по составу в целом и по игре в последние годы ничем не уступали «Рокетс». Опыт плей-офф у «Никс» и «Юты» образца 1994 года был больше, чем у «Хьюстона», а «Финикс» в прошлом году и вовсе был в финале. Несмотря на это, Оладжьювон, окруженный лишь добротными снайперами-ролевиками (В.Максуэлл, К.Смит, С.Кэсселл, М.Эли) и двумя ограниченными «большими» (О.Торп, Р.Орри) смог привести команду к титулу. Хаким при поддержке Торпа царил в «краске», а «маленькие» и Роберт Орри забрасывали корзину «трешками». За матч плей-офф-1994 «Рокетс» совершали 79 бросков в среднем. Из них 22 попытки на счету Оладжьювона, а 18 – это трехочковые броски. По тем временам такое количество «трешек» – это очень много (1-е место в НБА по данному показателю).

Таким образом, сравнение выступлений Джордана и Оладжьювона на пути к титулам приводит нас к выводу, что по всем баскетбольным меркам поход Хакима с бандой трехочковых шутеров к перстням выглядит более впечатляюще, чем «увеселительные прогулки» Джордана. Но зато пиара во время тех «прогулок» было намного больше: фигура Майкла притягивала внимание всего мира, а Оладжьювон был всего лишь баскетболистом, но не звездой шоу-бизнеса. Логично, что и телевизионный рейтинг финала-1994 (12,3) был сильно ниже, чем у финальных серий с участием Джордана (14,2 – 17,2).

Джордан стал примерять перстни только после того, как возмужали его более молодые партнеры Пиппен и Грант. Абдул-Джаббар из своих 6 чемпионских титулов не завоевал ни одного, когда был единственной звездой в команде. Мэджик выигрывал чемпионаты всегда в компании 1-3 звездных игроков. В 1981 году Берда поддерживали Пэриш и Арчибальд, а во втором походе за перстнями в середине 80-х – Макхейл, Пэриш и Деннис Джонсон. Завоевание Хакимом титула в 1994 году без поддержки хотя бы одного игрока, которого можно было назвать звездой – явление крайне редкое. Нечто похожее мир видел в 1975 году – когда чемпионат выиграл «Голден Стейт» Рика Бэрри (но это были другие времена) и в 2003-м – в том году одинокий Тим Данкан тащил «шпор» к перстням.

Следующий сезон 1994/95 не просто укрепил репутацию Оладжьювона. Мир баскетбола стал свидетелем выдающегося выступления «Хьюстона», который совершил практически невозможное: команда заняла 6-место на Западе, что означало отсутствие преимущества домашней площадки на протяжении всего постсезона, но сумела одолеть 2-ю («Юта»), 3-ю («Финикс»), 1-ю («Сан-Антонио») и 4-ю («Орландо») команды «регулярки». Дважды «ракеты» висели на волоске: проигрывая «Джаз» 1:2, а затем «Санс» 1:3.

При этом надо учитывать, что команда незадолго до плей-офф совершила обмен «большого» Торпа на защитника Клайда Дрекслера, а в первом матче постсезона потеряла одного из основных игроков - Вернона Максуэлла. Тренеру «Хьюстона» Руди Томьяновичу пришлось создавать новую команду буквально в ходе плей-офф. Поскольку выстроить такую же надежную защиту как в прошлом году Руди не успевал, он перестроил игру команды, руководствуясь бразильским принципом: вы забьете сколько сможете, а мы - сколько захотим. 

Хакима спустили с цепи и отправили выжигать все напалмом под кольцом, заслуженному ветерану Дрекслеру дали полную свободу в быстром нападении, а любой из снайперов, если у него шла игра, мог совершать в 2-3 раза больше бросков, чем обычно. В результате мы увидели не только героический поход в плей-офф в исполнении «Хьюстона», но и одно из самых феноменальных индивидуальных выступлений в истории НБА в исполнении Оладжьювона. На счету Хакима по итогам плей-офф оказалось 33 очка, 10 подборов и 4,5 ассиста за матч, а в финальной серии – 32,8 балла, 11,5 подбора и 5,5 передач. И нельзя забывать, что Хакиму в финале Запада и главном финале противостояли не ноунеймы, а MVP «регулярки» Дэвид Робинсон и № 2 в опросе – Шак.

За время постсезонов 1994-1995 гг. Оладжьювон сошелся в личных дуэлях со всеми элитными центрами ассоциации: Юингом, Робинсоном и ОНилом. Из первых двух звезд он сделал отбивные, испортив им историческое наследие, а последнего смог притормозить на пути к всемирной славе. Индивидуально Шак в финале-1995 не провалился, но Хаким был ярче, а его команда выиграла у «Орландо» всухую. 

 

Перформанс Оладжьювона в постсезоне-1995 вполне сравним с лучшими чемпионскими плей-офф Майкла Джордана в 1992 и 1993 годах, и выглядит более впечатляющим, чем выступления его Воздушества в пору второго три-пита. А если мы примем во внимание, что «Хьюстон» провел 5 матчей, когда висел на волоске от вылета, и во всех этих играх Оладжьювон был хорош или великолепен, то постсезон-1995 в исполнении Хакима можно смело назвать исключительным (в 1994 году на его счету были две такие игры в финале). А что же баскетбольный Иисус Джордан? Какие подвиги на его счету в подобных обстоятельствах?

В биографии Майкла ничего подобного мы не найдем. Ни разу Джордану не пришлось спасать серию, находясь на грани вылета. Самая опасная ситуация для «быков» за 6 чемпионских походов сложилась в финале Востока-1993 против «Никс», когда «Чикаго» уступило две первые игры в Нью-Йорке. За 6 победных сезонов у «Чикаго» было всего 2 семиматчевых серии. К счастью, когда нет реальных спортивных подвигов, СМИ всегда могут их придумать.

Все болельщики помнят про триумфальный поединок Джордана в финале-1997 после бессонной ночи, когда он заблевал весь отель в Солт-Лейк-Сити. В 5 игре той финальной серии Майкл выглядел действительно нездоровым, но свои 38 очков «джазменам» отгрузил. Про Хакима ничего подобного мы не знаем, потому что про его отравления и заболевания в плей-офф СМИ нам не сообщали. В мире баскетбола это не принято. Когда Мэджик играл с температурой в плей-офф, а Макхейл со стрессовым переломом ноги, об этом не трубили на весь мир (об этих фактах мы узнали постфактум). Но Джордан – это Джордан. Всю завершающую часть его карьеры СМИ сочиняли легенду о величайшем и непобедимом баскетболисте, поэтому в ход шло все.

…После своего триумфа Оладжьювон провел еще 2 сезона на высоком уровне, оставаясь лучшим центром ассоциации, но в чемпионате 1997/98, в возрасте 35 лет, он получил травму и стал потихоньку сдавать. Но все это уже не интересно. Главное, каким игроком Хаким был в свой лучший период, который пришелся на 1994-1995 гг. И если кого-то героические выступления Оладжьювона в это время не убедили, что это баскетболист уровня Джордана, Мэджика, Карима и Леброна, то здесь уже ничего не поделаешь. Эта болезнь не лечится. Даже электрошоком.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий