вторник, 8 августа 2023 г.

Джордж Макгиннис. Как Ларри Берд 70-х превратился в Джулиуса Рэндла.

 

Тяжелый нападающий, который выглядит звездой в регулярном чемпионате НБА, но сливается в плей-офф. Чья фамилия приходит в голову в первую очередь из современных игроков? Джулиус Рэндл!

Во второй половине 70-х заокеанские фанаты баскетбола тоже знали имя звездного мощного форварда, который регулярно «исчезал» в плей-офф НБА – Джордж Макгиннис.

 

Джордж сегодня напрочь забыт, хотя он прекратил выступления в НБА не так уж давно - в начале 80-х. Вызвано это не только тем, что его лучшие годы пришлись на Американскую баскетбольную ассоциацию, но и его катастрофически быстрой деградацией в последние годы карьеры, когда он еще не был стар по баскетбольным меркам. В 29 лет Макгиннис еще считался полноценной звездой, а уже в 31 год стал твердым игроком скамейки и после окончания сезона 1981/82 закончил с баскетболом, буквально на пороге своего 32-го дня рождения.

Несколько сходная история произошла с Дэвидом Томпсоном примерно в то же время, но в случае летающего Томпсона были серьезная травма и наркотики. А что произошло с Макгиннисом?... 

 

К этому вопросу мы вернемся, но сначала несколько слов надо сказать о том, какой большой звездой был Джордж в свои лучшие годы, которые пришлись на АБА. Чтобы вы лучше понимали, кем был Макгиннис в этой лиге в 1975 году, когда он решил перейти в НБА, уместно привести следующее сравнение. Через 10 лет, в 1985 году, в НБА было 2 игрока, которые считались претендентами на неофициальный титул короля лиги – Мэджик и Ларри Берд. В то же самое время в НБА пришел сверхталантливый новичок – Майкл Джордан, который в скором времени должен был стать новым королем вместо Берда и Джонсона.

В АБА десятью годами ранее, прямо перед тем как эта ассоциация приказала долго жить, тоже были 2 короля – Джулиус Ирвинг и Макгиннис, и была молодая звезда Дэвид Томпсон, который сразу же заявил о себе как претенденте на титул короля АБА. Если артиста Ирвинга вполне можно сравнить с другим артистом - Мэджиком, а Томпсона с Джорданом (отнюдь не случайно, что Дэвид был кумиром Майкла в молодости!), то Макгиннис – это Ларри Берд АБА! Ни больше ни меньше. 

Джордж выступал за команду «Индиана Пэйсерс», которая стала чемпионом АБА в 1972 и 1973 годах. Но если во время первого похода за перстнем чемпиона Макгиннис был новичком, то уже на следующий год он стал лидером команды и получил MVP плей-офф-1973. В 1975 году он разделил звание MVP регулярного чемпионата с Доктором Джеем и стал лучшим бомбардиром лиги.

Джулиус Ирвинг считается главной звездой АБА за ее историю, но достижения Макгинниса в этой лиге лишь немного уступают достижениям Дока, поэтому мое сравнение Джорджа с великим Ларри отнюдь не притянуто за уши. В целом Доктор Джей был ярче Макгинниса, более опасным в нападении, но нельзя сказать, что Джулиус явно превосходил Джорджа. Если мы посмотрим, что творил 24-летний Макгиннис в сезоне 1974/75, то станет понятно, что это была большая звезда: 29,8 очка, 14 подборов, 6 передач и 2,6 перехвата в среднем за игру в «регулярке» и 32,3 очка, 16 подборов и 8 ассистов в плей-офф!

Для тяжелого форварда ростом 203 см Макгиннис очень хорошо подбирал и был неплохим распасовщиком. Но прежде всего, он был прирожденным бомбардиром, несмотря на свой «неправильный» бросок. Джамперы и штрафные Джордж совершал одной правой рукой, убирая при броске мешающую ему левую.

В 1975 году этот «Ларри Берд», которому исполнилось всего 25 лет, перешел в НБА, где влился в состав легендарной «Филадельфии 76», заключив шестилетнее соглашение на 3,2 млн долларов (правда, Джордж хотел играть в «Нью-Йорке», но администрация НБА не одобрила заключенный им контракт с «Никс», поскольку права на Макгинниса были у «76-х»). Как раз летом этого года бывшая звезда АБА Рик Бэрри привел свой «Голден Стейт» к титулу чемпиона НБА. Казалось, у Макгинниса перспективы отнюдь не хуже. 

 

После победы «Филадельфии» в чемпионате НБА 1967 года (тогда за нее играл легендарный Уилт Чемберлен), с начала 70-х клуб несколько лет подряд не выходил в плей-офф. Джордж в свой первый год в новой лиге вполне оправдал возлагающиеся на него надежды. Он быстро стал лидером «76-х» (23 очка, 12 подборов и почти 5 передач за игру, 1-я сборная «всех звезд», 6-е место в списке бомбардиров) и вернул своей игрой зрителей на трибуны (посещаемость клубного стадиона увеличилась на 5 тысяч человек в среднем). 

Новая команда Большого Джорджа по итогам сезона вышла в плей-офф, одержав на 12 побед больше, чем в предыдущем чемпионате («Филадельфия» закончила сезон на 5-м месте среди 18 команд). Но в постсезоне дела «76-х» не задались, и в первом раунде клуб Макгинниса проиграл «Баффало» Боба Макаду. Джордж в постсезоне провалил 2 игры из трех, и его команда проиграла 1:2 в серии до двух побед.

 Как стало ясно в дальнейшем, тревожный звоночек, прозвучаший в плей-офф-1976, стал прелюдией к колокольному звону: тревога! постсезон! не выпускайте Макгинниса на площадку!

В межсезонье в «Филадельфию» пришел Доктор Джей. Менеджмент поинтересовался мнением Джорджа перед заключением сделки, и он дал согласие на приход Дока. По именам «76-е» стали самой звездной командой НБА: 2 суперзвездных форварда АБА играли в окружении восходящей звезды - защитника Дага Коллинза, добротного центра оборонительного плана Колдуэлла Джонса, молодого и перспективного центрового Дэррила Доукинса и защитника Уорлда Би Фри, который через пару лет станет одним из лучших бомбардиров НБА (когда перейдет в другую команду). В сущности, в «Филе» собрались сразу 4 прирожденных бомбардира: Док, Макгиннис, Коллинз и Фри. Это привело к тому, что цифры результативности Макгинниса и Ирвинга стали сильно отличаться от тех, которые они демонстрировали в АБА. 

К сожалению, дело было не только в ухудшении личной статистики двух лидеров «Филадельфии». Менеджмент команды свел двух одноплановых звезд. Док и Джордж не только имели схожие амплуа, но и сходный набор достоинств и недостатков. Они оба предпочитали играть вблизи кольца, не имели надежного среднего броска, не относились к числу элитных обороняющихся игроков, им обоим был нужен мяч, чтобы быть максимально эффективными в атаке… С учетом этого не приходится удивляться, что тренеры клуба - Джин Шу и пришедший ему на смену Билли Каннингем так и не смогли слепить на основе 2-х ярких индивидуальностей команду – чемпиона.

Надо отметить, что сами Джордж и Док были вполне готовы играть рядом. Между ними не было конфликтов. И хотя пресса периодически стравливала их, предполагая, что два медведя в одной берлоге ужиться не смогут, на самом деле их отношения можно назвать приятельскими.

В 1977 году «76-е» были очень близки в победе в чемпионате НБА. В полуфинале конференции они одолели действующих чемпионов из Бостона в тяжелейшей семиматчевой серии, затем прошли «Хьюстон» и в финале встретились с «Портлендом» Билла Уолтона. Когда филадельфийцы повели 2:0, второй титул команды приобрел вполне реальные очертания. Но следующие 4 игры команда Ирвинга и Макгинниса проиграла! Команда звезд уступила команде-звезде.

Главным виновником итогового фиаско вполне можно назвать Джорджа Макгинниса (и так считаю не только я). Весь плей-офф он был как пятое колесо в телеге, набирая 14 очков в среднем при 37 процентах попаданий с игры (в «регулярке» у него был 21 балл за матч при 46 %). В некоторых матчах он играл мало, быстро набирая фолы. В решающем 5-м поединке финала, когда на своей площадке «76-е» вполне могли развернуть ход серии, Большой Джордж сыграл всего 24 минуты и набрал 11 баллов. Из 19 игр в постезоне он был похож на себя только в четырех, а в финале – в одной из шести! В плей-офф команда Ирвинга и Макгинниса быстро превратилась в команду Дока. Пока Джордж старательно «изображал Рэндла», Ирвинг в постсезоне стал похож на лучшего игрока АБА, которым он был в прошлом сезоне. 

Есть вероятность, что эпичный провал Джорджа в плей-офф-1977 был вызван растяжением паха, как говорил сам Макгиннис, но верится в это мало. Ведь в следующем году фиаско в постезоне повторилось. Подозреваю, что причины подобного преображения игрока были чисто психологического свойства. Похоже, что в НБА Большой Джордж потерял уверенность в себе, когда наступали решающие игры сезона. В постезоне-1978 у него снова те же 14 очков за игру и всего 2 неплохих матча из десяти. В результате «Филадельфия» оступилась в финале Востока, проиграв «Вашингтону».

Хроническая импотенция в плей-офф привела к переезду Джорджа в «Денвер», где он встретился с другой звездой АБА – Дэвидом Томпсоном. В Филадельфию за Макгинниса отправились сразу двое – выдающийся оборонительный игрок Бобби Джонс и в довесок к нему – недавняя звезда АБА защитник Ральф Симпсон.

Среди «самородков» Джордж провел в целом хороший сезон, который перед плей-офф завершился для него из-за травмы (разрыв связок лодыжки). Вернулся в строй Джордж довольно быстро, но в следующем сезоне он играл очень нестабильно, что неудивительно. Все лето он проходил в гипсе и набрал около десятка лишних килограмм. Прежнего Макгиннеса болельщики увидели только в конце декабря 1979-го – начале 1980-го, когда он вдруг вспомнил молодость и даже установил свой личный рекорд в НБА по результативности (43 очка).

Вскоре Джорджа обменяли в «Индиану» на Алекса Инглиша. Так Макгиннис вернулся на родину: в штат Индиана, где он родился, учился и завоевал с «Пэйсерс» 2 титула в АБА. Новый союз Джорджа и его первой команды привел обоих к разочарованиям. Свой последний сезон в НБА (1981/82) Макгиннис выходил со скамейки и набирал за игру чуть менее 5 очков! В тот же самый год Доктор Джей довел «Филадельфию» до финала, был третьим в опросе на MVP и вошел в первую сборную всех звезд… 

 

В конце своей статьи я вернусь к вопросу: как же так случилось, что «Ларри Берд» из АБА в новой лиге за несколько лет превратился в «Джулиуса Рэндла» и быстро закончил с баскетболом? Думаю, здесь сошлись сразу несколько причин.

Первая – это легкомысленное отношение Джорджа к тренировкам. Выглядел он как настоящий атлет, напоминая телосложением Леброна Джеймса. При этом Король Джеймс – фанат тренировок, а Макгиннис даже не прикасался к штанге и прочим гантелям. Таким его создал Бог, и Джорджу этого было достаточно. Проблема в том, что в НБА на одном природном таланте далеко не уедешь.

Подозреваю, что во многом именно отсутствие привычки трудиться в спортзале привело к столь быстрому окончанию карьеры Макгинниса, когда он стал получать травмы. Сначала у него порвалась связка лодыжки, а в Индиане появились проблемы с коленом (потребовалась операция). После травм необходимо усиленно работать, чтобы вернуться на прежний уровень, а Джордж был не тем человеком, который был способен на это.

Второе, что нужно учитывать – психологические проблемы игрока. Сначала его неуверенность в себе проявилась в плей-офф НБА, но позднее она настигла его в регулярном чемпионате. Когда его выменяла «Индиана», которая делала на него ставку, а он не оправдал надежд, его вера в свои силы окончательно рухнула. Макгиннис сломался психологически и быстро закончился как игрок. Травмы лишь ускорили этот процесс, но не были его первопричиной. 

Несмотря на неудачное окончание карьеры, которая получилась короткой и скомканной, Макгиннис все-таки попал в Зал славы баскетбола в 2017 году. Разумеется, он оказался там не за свои успехи в НБА, которых было крайне мало, а за яркую карьеру в АБА, от которой сегодня остались только цифры в его резюме.

Игру Макгинниса за «Филадельфию» и "Денвер" можно найти на немногочисленных видеозаписях, но по большей части это не самые удачные его матчи и эпические провалы (как поединки из финальной серии с «Портлендом», которые сохранились все). Из игр Большого Джорджа, за которые ему точно не стыдно, можно посмотреть 6 игру финала-1977, которую он провел действительно на высоком уровне. Но последний бросок в матче, который мог спасти «76-х», Джордж промазал...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий