Первым летающим доктором в мире был доктор Дулиттл (он летал на Луну), вторым – наш Айболит (этот долетел до Лимпопо на орле), а третьим стал Джулиус Ирвинг, он же Доктор или Доктор Джей.
На самом деле последний из докторов не был врачом или человеком, который получил докторскую степень в официальном порядке: Ирвинг стал доктором баскетбольных наук в глазах болельщиков. Прозвище «Доктор» Джулиус получил в шутку еще в школе, но постепенно оно приклеилось к нему намертво. И не в последнюю очередь по той причине, что он уже в молодом возрасте имел имидж умного и серьезного человека.
Когда Ирвинг вышел из юниоров и сменил свое смешное афро на более приличную прическу, то во время своих спокойных и взвешенных интервью Джулиус действительно напоминал молодого профессора, а не профессионального спортсмена. В итоге, в самом конце своей славной карьеры Доктор Джей все-таки получил почетную докторскую степень в своем родном Массачусетском университете.
Ирвинг – один из немногих выдающихся заокеанских баскетболистов, чья карьера была омрачена игрой за чисто коммерческую лигу АБА. Мы до сих пор толком не понимаем, как нам оценивать достижения игроков, которые провели часть своей карьеры в этом чемпионате. Джулиус играл в АБА 5 лет, а затем провел 11 сезонов в НБА за «Филадельфию 76». Казалось бы, 5 лет в его случае – не срок, особенно по нашим российским меркам. К сожалению. в случае Доктора пребывание в «неправильной» лиге серьезно отразилось на его карьере и ее историческом восприятии.
Дело в том, что Доктор Джей был лучшим баскетболистом АБА – аналогом Абдул-Джаббара в лиге-конкуренте. К своим 26 годам он трижды признавался самым ценным игроком и дважды стал чемпионом в «коммерческой лиге». Если бы такая карьера получила соответствующее продолжение в «спортивной» лиге (НБА), то эти титулы украсили бы резюме Ирвинга. Но когда король АБА попал в Национальную баскетбольную ассоциацию, он несколько лет не мог выйти на свой прежний уровень, пребывая в тени не только Карима и Билла Уолтона, но и своих недавних коллег по АБА – Джорджа Гервина и Дэвида Томпсона.
В «Нью-Йорк Нетс» Доктор Джей был единственной большой звездой, которая совершала за матч по 21-22 броска по кольцу, добавляя по 7-8 штрафных. После слияния лиг Джулиус оказался в «Филадельфии», где он повстречался с другой недавней суперзвездой АБА – тяжелым форвардом Джорджем Макгиннисом, защитниками Дагом Коллинзом и Уорлдом Би Фри. Снижение результатов у Ирвинга было вызвано как сменой одной команды на другую, так и тем, что в новом клубе было слишком много игроков, желающих бросать по кольцу. Наличие в «Филадельфии» сразу 4-х бомбардиров (!) не позволило Доктору забивать в регулярном чемпионате так много, как в АБА, и как показала дальнейшая история - в целом шло во вред команде.
Лишь через 3 года, когда Макгинниса и Фри уже не было в клубе, а Коллинз сломался, Ирвинг приблизился к привычным для себя в АБА цифрам в графе результативность, а «76-е» сразу превратились в одного из главных претендентов на титул. Но это случилось в то время, когда Доктору стукнуло тридцать. Джулиус в НБА слишком долго запрягал.
Даже когда он получил приз MVP в НБА (в 1981 году), главными действующими лицами в том сезоне были Ларри Берд и Мозес Мэлоун. Не самая впечатляющая карьера Ирвинга в НБА, в свою очередь, подмочила его репутацию короля Американской баскетбольной ассоциации, и при оценке Доктора как баскетболиста ее попросту не принимают в расчет.
Историческое наследие Доктора Джея еще больше пострадало из-за того, что он не смог в качестве главной звезды команды привести ее к титулу чемпиона НБА. «Филадельфия» Ирвинга трижды добиралась до главного финала (1977, 1980, 1982) и каждый раз уступала в 6 играх соперникам (еще дважды Доктор доходил со своей командой до финала конференции). Лишь когда в межсезонье-1982 к «76-м» присоединился Мозес Мэлоун, который к тому времени стал двукратным MVP, Ирвинг смог обзавестись чемпионским перстнем.
Чуть позднее сходный с Доктором путь к титулу проделал Клайд Дрекслер, который, будучи лидером «Портленда», дважды оказывался в финалах, но стать чемпионом смог только после перехода в «Хьюстон», где главной звездой был Хаким Оладжьювон. Из-за этого Дрекслер сейчас воспринимается парнем, которому больше подходила роль второй звезды чемпионской команды.
Я стал фанатом НБА в 90-е годы и сначала «познакомился» с Клайдом Дрекслером, а с Доктором намного позднее. Толком не представляя себе карьерного пути Дока, я вполне резонно полагал, что Джулиус Ирвинг – это более «древний» аналог Клайда. Иными словами, он игрок, который не тянул на роль франчайза, и его место в истории баскетбола не в одном ряду с Каримом, Бердом и Мэджиком, а рядом с Дрекслером. Несколько повыше Клайда, но не слишком.
Знаменитый баскетбольный журналист Билл Симмонс в своей Пирамиде Славы отвел Доктору Джею 16-е место – достаточно высокое, но рядом с Доктором оказались «мастодонт» Боб Петитт и три главных неудачника НБА – Элджин Бэйлор, Чарльз Баркли и Карл Мэлоун. По сути, отношение Симмонса к Ирвингу не так уж отличается от моего прежнего представления о Докторе. Титул «Филадельфии»-1983 он считает заслугой Мозеса, а 2 победы «Нью-Йорк Нетс» Ирвинга в чемпионате АБА (1975, 1976) и вовсе не учитывает при оценке карьеры Джулиуса.
Мне кажется, что подобные мнения об этом игроке в корне не верны. Его карьера не получилась идеальной, но все-таки Доктор – настоящая суперзвезда, один из титанов профессионального баскетбола, чей номер отнюдь не шестнадцатый, как полагают некоторые. И как до недавнего времени думал и я…
АБА и НБА: есть ли принципиальные отличия?
Чтобы более адекватно воспринимать карьеру Ирвинга, нужно сначала разобраться с его первым местом работы - Американской баскетбольной ассоциацией. АБА – это некая черная дыра в профессиональном заокеанском баскетболе. От нее остались лишь цифры и легенды. Ситуация с видеозаписями матчей АБА схожая с сохранившимися играми НБА первой половины 60-х годов – их не больше десятка. Изредка на Ютубе появляются новые матчи, но их качество, чаще всего, ниже всякой критики.
Но не только мы, глядя на АБА из 21 века, не можем составить адекватное представление об игре в этой лиге. Для любителей баскетбола 70-х ситуация была немногим лучше: поскольку АБА не имела контракта ни с одной общенациональной американской телекомпанией, о том, что происходило на площадках ассоциации, знали лишь болельщики ее немногочисленных команд (обычно их было 10-11), который видели баскетбол живьем и на местных телеканалах.
К счастью, чтобы оценить спортивный уровень лиги, нам нет необходимости смотреть матчи АБА. Это можно сделать косвенным образом. При слиянии двух профессиональных ассоциаций в 1976 году в НБА попали 4 команды из конкурирующей лиги: «Денвер», «Индиана», «Сан-Антонио», «Нью-Йорк Нетс».
Финалист АБА-1976 «Денвер» сохранил звездное трио Дэн Иссел – Дэвид Томпсон - Бобби Джонс, но потерял защитника Ральфа Симпсона. В итоге команда в регулярном чемпионате НБА в сезоне 1976/77 заняла 2-3-е места, а в плей-офф проиграла в серьезной борьбе в полуфинале конференции будущему чемпиону «Портленду». В следующем году «Наггетс» добрались до финала Запада.
Джордж Гервин |
«Сан-Антонио» с Джорджем Гервином в последнем сезоне АБА финишировали на 3-м месте, а в НБА оказались в большой группе команд-середняков, которые одержали 43-46 побед в чемпионате. Команда могла добиться большего, но еще в плей-офф-1976 «шпоры» потеряли своего лидера – защитника Джеймса Сайласа. Следующие 2 года он не играл из-за травм, и новым вожаком «Сан-Антонио» стал Гервин. С Сайласом в составе «Сперз» вполне могли бы побороться за выход в финал НБА.
«Индиана» в первом своем сезоне в НБА одержала всего 36 побед, не попав в плей-офф, но ведь и в АБА она не была среди лидеров (39 викторий в последнем чемпионате этой лиги). К тому же команда серьезно изменила состав, поэтому ее случай не показательный. И уже тем более ничего не доказывает неудачное выступление в НБА дружины «Нетс» (22 победы), которая после победы в чемпионате АБА-1976 потеряла Доктора Джея.
Игра лидеров Американской баскетбольной ассоциации «Денвера» и «Сан-Антонио» в новой для себя лиге свидетельствует о том, что в спортивном смысле АБА была достаточно сильна. Это была с запасом вторая по силе баскетбольная лига в мире, лишь немного отстающая от своей старшей заокеанской сестры. В НБА было чуть больше сильных команд и ярких звезд, но и только.
финал АБА 1976 года |
Мне не раз приходилось встречать утверждение, что в АБА игроки практически не защищались (Билл Симмонс и вовсе написал, что в ней «никто не играл в защите»). На самом деле это не так. Действительно, если мы переместимся в начало 70-х, то увидим, что в АБА была крайне высокая результативность даже по нынешним меркам: в сезоне 1970/71 одна команда набирала 117 очков в среднем за игру!. Но в НБА игроки в том сезоне тоже играли сверхрезультативно - 112 очков за матч. А в 60-е годы результативность в Национальной баскетбольной ассоциации была еще больше.
К середине 70-х игра в НБА замедлилась, и команды стали больше упираться в защите, но сходные процессы происходили и в Американской баскетбольной ассоциации. В среднем в сезоне 1974/75 среднестатистическая команда НБА совершала по 91 броску за матч, а клуб АБА – 93,5 (по штрафным было равенство). Результативность одной команды НБА составляла 102 очка за игру, а в АБА – 108, но стоило ассоциациям объединится, как уже в чемпионате 1976/77 средняя результативность одной команды поднялась до 106, а в чемпионате 1977/78 – до 108 очков.
Мой небольшой сравнительный анализ АБА и НБА преследовал одну цель – показать, что не следует принижать командные и личные достижения Джулиуса Ирвинга в АБА. Его 2 чемпионских титула в 70-е тоже имеют значение – как ныне принято говорить, и не сильно уступают аналогичным достижениям Джона Хавличека в НБА в те же годы (ведь и эта лига в те годы была не совсем той, что во времена Мэджика и Берда), а три неофициальных приза лучшего бомбардира АБА свидетельствуют о том, что Доктор был одним из лучших бомбардиров 70-х, невзирая на пребывание в «неправильной» лиге.
Ирвинг – франчайз-игрок
Доктор Джей точно не был идеальным баскетболистом. Его явно не отнесешь к снайперам, поскольку он предпочитал атаковать не с дистанции, а проходить к кольцу, заколачивая данки и бросая лэй-апы. Бывали в его карьере матчи, когда он регулярно совершал дальние броски метров с 5 – 5,5, и попадал их с неплохим процентом, но все-таки атаки с дистанции – это не конек Доктора.
Трехочковые бросать он так и не научился, хотя начинал карьеру в АБА, где трехочковый бросок появился в момент рождения лиги (в 1967 году).
На Ютубе есть короткий ролик «Dr. J killing the Celtics», где показано как Док забивает трехочковый на последних секундах и хоронит «Бостон» в одном из матчей, но подобные перформансы были исключительным событием для Ирвинга.
Штрафные Джулиус пробивал гораздо лучше Уилта Чемберлена, но до форварда Рика Бэрри ему было далеко (по карьере у Доктора 77 % попаданий со штрафных).
Билл Симмонс утверждал, что Ирвинг был «слабоват в защите», но это вряд ли соответствует действительности: в своем последнем сезоне в АБА Доктор попал в первую сборную звезд в защите, а во время выступлений в НБА трижды входил в десятку лучших по перехватам. Об активности Дока в обороне свидетельствуют не только его успехи по части перехватов, но и число блок-шотов, которые он делал в борьбе у своего щита. Рост Дока всего 201 см, но защищал он свое кольцо не хуже топовых центровых!
Я обратил внимание на этот аспект его игры в интереснейшем матче «Филадельфии» в полуфинальной серии с «Милуоки» в 1981 году. В решающем седьмом поединке, в котором «76-е» победили 99:98, Доктор не только набрал 28 очков, но и сделал 6 блоков! И это не какая-то аномалия. По данным на 2023 год Джулиус Ирвинг занимает 14-е место по блок-шотам в плей-офф за всю историю НБА, а если считать вместе с АБА, то 8-е место! Впереди него только несколько центровых, которые часто играли в постсезонах. В плей-офф-1981 Ирвинг стал лидером лиги по блокам, хотя он не дошел до финала! Еще в трех постезонах он входил в тройку лучших по этому показателю.
Не так уж важно, был ли Док отличным защитником или просто добротным. В любом случае его игра в защите не была его слабым местом. По сути, его единственным серьезным недостатком был ненадежный дальний бросок, но это очень плохо по сегодняшним меркам, а в те годы данное обстоятельство ничуть не мешало игрокам доминировать на площадке и быть фундаментом чемпионских команд. Тем более, когда речь шла о форвардах.
Ирвинг завоевал титул в НБА только после прихода в команду Мозеса Мэлоуна, но это не значит, что ему больше подходила роль второй звезды. Ведь он уступил роль лидера команды в возрасте 32 лет игроку, который был моложе на 5 лет и входил в Топ-3 лучших баскетболистов лиги. В такой ситуации уход Доктора в тень Мозеса был вполне логичен и пошел на пользу команде.
Когда мы обсуждаем вопрос – был Ирвинг настоящим франчайзом или тянул лишь на роль второй звезды, нельзя забывать, что до прихода Мэлоуна в «Филадельфию» Док всегда был лидером своих команд. Причем, когда он присоединился в 1976 году к «76-м», он конкурировал за лидерство с большой звездой того времени Джорджем Макгиннисом и выиграл эту неофициальную борьбу, не испортив отношений с Джорджем. В роли лидера команды со своими «Нетс» Доктор Джей дважды завоевывал титул в АБА, а затем трижды был близок к победе в чемпионате с новым клубом, играя в финалах НБА.
Как я уже говорил, победы в чемпионатах АБА – это не увеселительная прогулка. В 1976 году команда Ирвинга «Нью Йорк Нетс» победила в решающей серии в 6 матчах «Денвер», который в следующем году стал одной из сильнейших команд НБА. В финале Доктор набирал в среднем 37,7 очка, делал 14 подборов и 5 передач! Для сравнения приведу цифры главной звезды соперника Дэвида Томпсона - тот отметился в финальной серии 28 очками за матч.
Бобби Джонс против Доктора |
Необходимо специально отметить, что в том финале против Дока играл форвард Бобби Джонс – 11-кратный участник защитных сборных АБА и НБА! А Джулиус его просто не заметил…
В следующем году Доктор сменил не просто лигу, но и команду, что сразу же отразилось на его игре и восприятии Ирвинга общественностью. Его главный конкурент в последнем финале Дэвид Томпсон в новой лиге продолжил играть за прежний клуб, с теми же парнями и под руководством того же тренера (Ларри Браун). Неудивительно, что Томпсон в регулярном чемпионате выглядел лучше Джулиуса, который за 36 минут на площадке набирал всего 21,6 очка и делал 8,5 подбора. По сравнению с достижениями в АБА, подобная статистика не впечатляла, но зато в плей-офф болельщики увидели настоящего Доктора: 27,3 очка при 52 % с игры, 6,4 подбора и 4,5 передач в среднем за матч.
В финале-1977 Ирвинг выступил еще сильнее, чем в плей-офф, и хотя «Филадельфия» уступила в упорной борьбе в 6 играх, упрекнуть Доктора не в чем: 30 баллов в среднем, 37 и 40 очков в решающих пятом и шестом поединках финала, в каждом из которых была упорная борьба. Подобное увеличение результативности не в последнюю очередь было связано с тем, что прошлогодний лидер клуба Макгиннис в плей-офф стал играть меньше (во многом из-за постоянных ранних фолов) и Джулиус получил большую свободу рук в нападении.
А теперь представим на минутку, что «Фила» победила бы «первопроходцев» в решающих 5 и 6 поединках той серии (разница в счете между соперниками была всего 6 и 2 очка). В этом случае вопрос - франчайз Ирвинг или нет – в принципе не мог бы возникнуть.
Плей-офф – 1977 показал, что Джулиус отнюдь не местечковая звезда, которая могла блистать в АБА, но не выдержала конкуренции в более сильной лиге. Несмотря на итоговый триумф «Портленда» Билла Уолтона, Ирвинг доказал, что он баскетболист уровня Карима Абдул-Джаббара, который считался сильнейшим игроком НБА с начала 70-х.
В следующие два года Доктор смазал впечатление от своего дебютного плей-офф в НБА, и в марте 1979 года журнал Sports Illustrated назвал статью, посвященную Ирвингу: «Эй, что с Доком?», использовав чуть измененную фирменную фразу Багза Банни. В это время действительно казалось, что прежнего Доктора образца середины 70-х люди больше не увидят, но уже через год Джулиус со своей команды пробились в финал НБА. Молодому тренеру «Филадельфии» Билли Каннингему удалось довольно быстро построить команду, которая стала одним из главных претендентов на титул в начале 80-х.
В этой обновленной «Филе» Ирвинг был непререкаемым лидером до прихода Мозеса Мэлоуна, а его клуб ежегодно реально претендовал на титул. Команда Дока не смогла победить в чемпионатах в 1980-1982 гг., но это не означает, что Джулиус был игроком, вокруг которого нельзя было построить чемпионскую команду. Не надо забывать, какие команды год за годом преграждали «76-м» дорогу к титулу.
«Лейкерс»-1982 – это одна из сильнейших команд в истории НБА, вполне сравнимая с «Бостоном»-1986 или «Чикаго»-1996. «Лос-Анджелес» образца 1980 года был почти так же силен, хотя Мэджик проводил свой первый сезон в лиге, и в команде еще не было Боба Макаду. Зато Карим в тот год рвал и метал в финале, а когда сломался после 5-й игры, в шестом поединке новичок Джонсон показал, что он действительно волшебник, набрав 42 очка, 15 подборов и 7 передач!
Посмотрим, как выглядел Док в финалах против «Лейкерс». 30-летний Джулиус в 1980 году начал финальную серию не очень здорово, но в последних поединках серии на его счету оказалось 36 и 27 очков. Доктор был в порядке, просто соперник оказался сильнее. Через 2 года в финале на счету уже ветерана Ирвинга было 25 очков и 8 подборов в среднем, а в последней игре, которую «76-е» проиграли – 30 баллов.
1981 году "Фила" уступила будущему чемпиону «Бостону» буквально пару миллиметров на финише финала конференции. После счета 3:1 филадельфийцы проиграли «кельтам» три поединка с общей разницей в 5 очков! Это скорее похоже на несчастный случай, чем на проигрыш более сильной команде. Да, Доктор в проигранных матчах этой легендарной серии выглядел не очень здорово. Но не надо забывать, что в следующем году «76-е» взяли реванш у «Бостона» на той же стадии плей-офф, а Джулиус в решающем седьмом поединке играл великолепно, реабилитировавшись за прошлогоднее фиаско.
Если мы посмотрим на карьеры некоторых небожителей баскетбольного Олимпа, то почти у каждого из них были длительные периоды в карьере, когда их команды не только не завоевывали титулы, но даже не претендовали на них. Карим после победы в чемпионате-1971 восемь лет не мог обзавестись вторым перстнем чемпиона, и лишь раз за это время дошел до финала. Майкл Джордан только на седьмой год в лиге добрался до финала, Леброн Джеймс свои первые два финала провалил.
Джулиус Ирвинг тоже мог привести свою команду к чемпионскому титулу после череды относительных неудач, но он пришел в НБА в 26 лет! У него было мало времени, чтобы победить в чемпионате в роли единоличного лидера команды. Он выиграл титул вместе с Мозесом, что по нынешним временам абсолютная норма. Король Джеймс тоже в одиночку никогда не одерживал победы в чемпионате, что не мешает ему считаться одним из лучших баскетболистов всех времен.
Ирвинг – баскетбольный новатор
Спорт спортом, но про шоу на площадке забывать нельзя, если вы хотите сделать баскетбол привлекательным зрелищем для максимально широкого круга зрителей, а не только настоящих фанатов игры.
Профессиональный заокеанский баскетбол отнюдь не сразу стал симбиозом спортивного соревнования и спектакля для зрителей. Шоу-элементы на площадки НБА стали проникать еще в 50-е годы (передачи Боба Кузи, данки ряда игроков), но настоящее объединение спорта и шоу произошло не ранее 70-х годов (а, может быть, и вовсе в 80-е с наступлением эпохи «шоутайм»).
Главными (но не единственными) шоуменами НБА и АБА в 70-е годы были 4 человека: Джулиус Ирвинг, Пит Маравич и присоединившиеся к ним во второй половине десятилетия Джордж Гервин с Дэвидом Томпсоном. Без этих игроков НБА никогда бы не стала такой популярной, какой она является сегодня. В 21 веке звезды лиги известны в мире не менее звезд Голливуда, но 50 лет назад ничего подобного не было и в помине.
Все перечисленные мной игроки устраивали собственные спектакли на площадках, но, пожалуй, спектакль Доктора Джея был самым разнообразным и эффектным. У Джулиуса было несколько коронных элементов, о которых стоит поговорить подробнее.
Начнем с зубодробительного данка (броска сверху) после полета к кольцу, который стал настоящим ноу-хау Дока.
Данковали игроки НБА задолго до Ирвинга хотя в 60-е годы таких игроков было не очень много (Чемберлен, Расселл, Гас Джонсон, Люк Джексон, Джонни «Прыгун» Грин), но данк данку рознь. Одно дело, когда сверху ставил Билл Расселл со своими длиннющими клешнями, которому нужно было лишь слегка подпрыгнуть, или Элджин Бэйлор, который хоть и прыгал высоко по меркам 60-х, но летать не умел. Совсем иное - двухметровый Джулиус, который иногда по-настоящему взлетал почти от линии штрафного броска (4,6 метра до кольца) и вколачивал мяч в корзину со всей дури. Мог Док забросить и с линии штрафного, если хотел – именно так он поступил на конкурсе бросков сверху АБА в 1976 году.
От таких данков зрители вскакивали с мест и в 80-е, и в 90-е годы, когда подобных мастеров стало на порядок больше. А в 70-е так делали только Доктор и Дэвид Томпсон. И что немаловажно – Доктор делал данки в полете, взмывая в воздух в 3-3,5 метрах от кольца, в промышленных масштабах. Это был почти обязательный ингредиент шоу от Ирвинга, поэтому в некоторых матчах можно увидеть сразу несколько таких моментов. Док мог сделать такой бросок в стиле «томагавк одной рукой», когда заводил мяч перед ударом себе за голову, а мог просто с вытянутой вперед руки.
Данк в полете в исполнении Доктора Джея в 7 игре с «Бостоном» в плей-офф-1977.
Бросок сверху после полета трудно сделать, если не удается убежать в отрыв, а более простые данки в проходе Доктор Джей ставил даже в условиях плотной обороны, иногда занося мяч в корзину прямо через стоящего перед ним центрового.
Такой данк он исполнил в 6 игре финала-1977, когда Ирвинг взмыл над Биллом Уолтоном, и тот не смог заблокировать этот бросок. Сейчас этот данк – классика. Нечто подобное Док проделал с Каримом в 5 игре финала-1980.
Один из самых известных данков Джулиуса – это бросок, который комментатор матча назвал «Rock the Baby». На самом деле это так называемая «мельница» (windmill). Док сделал этот бросок сверху в 1983 году в матче против «Лейкерс». В нашей Википедии есть упоминание, что «мельницу» изобрел Доминик Уилкинс, но в реальности первым в матче НБА ее исполнил Ирвинг.
Значительная часть эффектных данков – это силовые броски, но Ирвинг – настоящий артист. Если он видел, что можно сотворить нечто необычное, чтобы порадовать зрителей, то он это делал. Когда Доктор взмывал к кольцу, и оставалось только вложить в него мяч сверху, он мог изобразить какой-нибудь сложный пируэт рукой с мячом (т.е. сознательно усложнить бросок), что практикуется на конкурсах бросков сверху, но во время матчей увидишь нечасто.
Еще одним фирменным приемом Джулиуса был лэй-ап в полете. Лэй-ап – это бросок одной рукой – как с отскоком от щита, так и без отскока, поэтому вариантов лэй-апов может быть много: фингер-ролл, флоатер и т.д. У Доктора были минимум два варианта лэй-апов в полете. Первый – классический, когда игрок после полета к кольцу мягко вкладывает в него мяч. Второй я назвал бы «джулиус-ап»: если Ирвинг взлетал к кольцу метров с трех и явно не мог подобраться к нему поближе из-за мешающего ему игрока защиты, он мог применить лэй-ап со специфической подкруткой мяча. Описать этот прием словами сложно – его надо видеть.
Часто Ирвинг в ходе игр выполнял фингер-роллы – лэй-апы, при которых мяч срывается с кончиков пальцев ладони, обращенной внутренней стороной вверх. Красивейший фингер-ролл в полете он исполнил во 2 игре финала-1977. Чуть позднее главным мастером в НБА по фингер-роллам станет Джордж Гервин. А что касается флоатера, который так популярен в эпоху Стефа Карри и других маленьких защитников, умеющих его применять, перебрасывая высоких игроков обороны, то я ни разу не видел, чтобы Док делал нечто подобное. Джулиус просто не нуждался в этом элементе игры, поскольку львиную долю бросков совершал в полете, когда смотрел на всех сверху вниз.
В случае Доктора Джея нельзя не упомянуть про один из самых эффектных элементов шоу от Дока - реверсивный лэй-ап или обратный лэй-ап (по-английски – reverse layup). В этом случае игрок поражает цель после того как пролетел под кольцом вдоль лицевой линии.
Обратный лэй-ап может быть выполнен по-разному – чаще всего этот прием выполняют так, что никаких восхищенных возгласов после него игрок не слышит. Бросок как бросок. Прирожденный артист Ирвинг делал этот элемент так элегантно, что оставалось только аплодировать. Даже соперники отдавали должное Доку, когда он совершал нечто, вроде его реверсивного лэй-апа в финале-1980 против «Лейкерс» (ролик на Ютуб называется Dr.J Baseline Scoop).
Следует отметить, что свои спектакли Джулиус устраивал постоянно - даже в решающих матчах года, в финальных поединках АБА и НБА, когда на кону стоял титул. Поскольку до нас дошли десятки матчей «Филадельфии» в плей-офф 1977-1985 годов, сегодня мы имеем возможность увидеть множество видео со зрелищными бросками Ирвинга на Ютубе. К счастью, с Доком не произошло то, что случилось с другим баскетбольным артистом - Питом Маравичем, от шоу которого за 10 лет в НБА до нас дошли какие-то крохи.
Последний год Доктора в НБА (сезон 1986/87) превратился в тур артиста, который прощается с публикой. Он заранее сообщил, что уходит по окончании сезона, и в каждом городе, где он играл в последний раз, Джулиса чествовали как настоящую легенду. В профессиональном баскетболе подобного удостаиваются немногие звезды.
Именно так к нему должны относиться и мы. Он легендарный игрок, а не просто баскетболист, который оставил яркий след в истории баскетбола. Он баскетболист – новатор, человек, который изменил баскетбол. Дрекслер, с которым я сравнил Ирвинга в начале статьи, был первопроходцем по названию, а Доктор – по своей сути.
Подобное можно сказать про очень немногих баскетболистов: Уилта Чемберлена, Мэджика Джонсона, Майкла Джордана, Стефа Карри… Выдающихся игроков в НБА можно насчитать два-три десятка, а таких как Ирвинг, меняющих наши представления о баскетболе - значительно меньше. И это главная его заслуга перед лучшей частью человечества – перед нами, любителями этой великой игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий