вторник, 19 декабря 2017 г.

Славные 80-е. Кевин Макхейл.


Когда подающий большие надежды молодой игрок ничего не добивается в профессиональном баскетболе – это довольно привычное явление. Подобное случается так часто, что уже не вызывает никакого удивления. Совсем другая история, когда баскетболист, который зарекомендовал себя в НБА с самой лучшей стороны и имеет все возможности стать суперзвездой – одним из лучших игроков НБА всех времен, так и не достигает этого статуса. 

Понятно, когда звездным игрокам мешают добиться большего травмы: Бернард Кинг, Ральф Сэмпсон, Грант Хилл или Пенни Хардуэй по своему потенциалу могли войти в Пантеон НБА, приблизившись к настоящим небожителям, вроде Мэджика Джонсона или Майкла Джордана, но травмы не позволили им совершить переход на иной уровень. Боб Макаду и Дуэйн Уэйд побыли суперзвездами какое-то время в самом начале карьеры, но совсем недолго: травмы испортили и их карьеры.
Бывает, что игроков подводит характер или отсутствие оного. Вместо того, чтобы сметать все на своем пути на баскетбольной площадке, они тратят свою энергию на выяснение отношений с тренером, своими партнерами и просто случайными людьми (Д.Коулмэн, Д.Казинс). Мягкость и даже некоторая бесхребетность испортила карьеру "немецкого Ларри Берда" - Дирка Новицки.
Но есть и другие истории, когда очевидных препятствий (вроде травм) для превращения состоявшейся звезды в небожителя нет, но игрок не может сделать решительный шаг наверх, чтобы закрепиться в статусе суперзвезды. Таких случаев не так уж много. Одна такая история связана с карьерой Кевина Макхейла. 
Этот мощный форвард, отыгравший всю карьеру за "Селтикс" (1980-1993) был одним из главных творцов бостонских побед в 80-е годы, но в истории остался баскетболистом, который оказался заслонен широкой спиной Ларри Берда. На протяжении нескольких лет во второй половине 80-х Кевин практически ни в чем не уступал своему более знаменитому одноклубнику, но все лавры доставались исключительно Ларри: он три раза получил приз MVP, был обладателем двух призов MVP финала, и постоянно избирался в первые сборные "олл старз". А человек с "телом Франкенштейна" всего раз попал в символическую сборную по итогам сезона (87) и дважды признавался "лучшим шестым" в НБА.
У Макхейла не было такого коронного броска, как "скайхук" у Карима, но вблизи кольца он был так же опасен, как и Абдул-Джаббар. У Кевина был большой набор разнообразных обманных движений, что позволяло ему поражать кольцо с поразительной точностью. Его средний процент реализованных бросков за все карьеру – 55!  А в лучшие годы  (1986/87 и 1987/88) он атаковал корзину и вовсе с процентом 60!
Его результативность просто поражает. При живом и здоровом Берде, который с сезона 1983/84 четыре года подряд играл на уровне MVP (и получил три приза), Кевин не просто регулярно набирал более 20 очков за игру, и стал второй звездой команды, но и зачастую вел этот звездный коллектив за собой, принимая на себя роль главного бомбардира. Началось это в сезоне 1984/85. В плей-офф того чемпионата Макхейл отметился 22 очками за игру и почти 10 подборами, а решающие серии провел результативнее, чем Ларри Берд: он был лидером "Селтикс" по очкам и подборам в финале конференции с "Филадельфией", а в финале-85, который "Бостон" проиграл "озерным", стал абсолютно лучшим в составе "кельтов": 26 очков  и 10,7 подбора.
В следующем году опять та же история: если в "регулярке" Кевин существенно уступал Берду и в результативности, и в подборах, то в плей-офф он почти сравнялся с ним: 24,9 очка и 8,6 подбора за 40 минут на паркете. А в финале Макйхейл вновь стал лучшим бомбардиром команды: 25,8 очка. Но приз MVP финала все равно отдали Берду, хотя Кевин провел финал ярче лидера "кельтов".
В межсезонье-86 к команде присоединилась потенциальная суперзвезда Лен Байас, но этот игрок, который мог стать новым Ларри Бердом, умер от употребления кокаина сразу после подписания контракта с "Бостоном". На скамейке "кельтов" в сезоне 1986/87 зияла пропасть, и вся основа была вынуждена проводить много времени на паркете: Макхейл играл по 40 минут в среднем. Его результативность для второй звезды команды стала и вовсе запредельной – 26 очков за матч при 28 у Берда. Для сравнения: таких цифр в "регулярке" ни разу не достигали в будущем его более звездные коллеги по амплуа – Данкан и Гарнетт, которые были первыми скрипками в своих клубах. 

Беда в том, что из-за нагрузок в ходе сезона к плей-офф нога Кевина вышла из строя (насколько я понимаю, он заработал стрессовый перелом). Макхейл мужественно прохромал весь плей-офф (пропустив 2 игры), и помог команде добраться до четвертого по счету финала (набирая 21 очко в среднем!), но такой подвиг подкосил карьеру Кевина.
В том регулярном чемпионате Макхейл играл так, что при выборе лучшего игрока сезона оказался на 4-м месте: после Мэджика, Джордана и Берда. Причем от Ларри он отстал совсем немного. Позади были Уилкинс, Баркли, Оладжьювон… Еще бы два-три таких сезона и сейчас бы Макхейл котировался на уровне Тима Данкана, но после перелома он уже не смог показывать такую игру, как в сезоне 1986/87. Его результативность по-прежнему была достаточно высокой: в следующих двух "регулярках" он набирал более 22,5 очка в среднем, а в плей-офф-88 Макхейл опять стал самым результативным в команде: 25,4 очка за 18 игр. Но этого хватило только на то, чтобы поддерживать несколько лет свой звездный статус, регулярно попадая на матчи "всех звезд". 
На самом деле дело не только в неприятной травме, подпортившей карьеру Макхейла. Есть еще два фактора. О первом я уже упоминал. Само по себе наличие Берда в "Бостоне" – одна из причин того, что суперзвезды из Кевина так и не вышло. К тому времени, когда Макхейл вышел на свой карьерный пик, Ларри Берд стал настолько большой звездой, что мало было приблизиться к его уровню, чтобы и самому заработать сходный статус – нужно было превзойти Берда. Но, играя с ним в одной команде, это было попросту нереально. Его авторитет был так высок, что даже когда Макхейл выглядел лучше Ларри (как в финале-86), вся слава доставалась все равно Берду.
Вторая причина – не очень удачное начало карьеры Макхейла. Он пришел в команду, где было три "больших" игрока в основе: Пэриш, Максуэлл и Берд. Все трое были высококлассными баскетболистами в самом расцвете сил. Несколько сезонов у Кевина ушло просто на то, чтобы пробиться в основу, вытеснив из состава Максуэлла. В чемпионате 1982/83 Кевину давали играть менее 29 минут, в следующем – чуть более 31, в сезоне 1984/85 Макхейл получит в "регулярке" уже 33,6 минуты. А Берд в то же время бегал по 38-39 минут! Лишь в 28 лет Макхейл получил достаточно времени, чтобы проявить себя. Это ему удалось, но в следующем чемпионате он получил перелом…
Пока он был молод, ему не давали играть вдоволь, а ближе к 30-ти принялись нагружать сверх всякой меры, загоняв его как лошадь. А рядом постоянно был Берд…Вот такая история.




Комментариев нет:

Отправить комментарий